Материал из Сямозеро.ру
м
 
(не показано 12 промежуточных версий 3 участников)
Строка 2: Строка 2:
 
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерский погост}}
 
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерский погост}}
  
[[image:Vid_Sjamozerskogo_pogosta.Pogost.jpg|left|thumb|320px|Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги [[Мирон Смирнов|Мирона Смирнова]] [[Голос карела|"Голос Карела"]], 1890 год.]]
 
  
Сямозерский [[погост]] — это там где раньше были церкви на [[Сямозерье|Сямозеро]]. Это часть [[деревня Сямозеро|деревни Сямозеро]], на полуострове Азанаволок. Там стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. При "союзе" зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела уже в наше время, в начале 1960-х.
+
[[Image:Vid_Sjamozerskogo_pogosta.Pogost.jpg|left|thumb|x250px|Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги Мирона Смирнова «Голос Карела», 1890 год.]]
 +
[[Image:Syamozero_1899.jpg|right|thumb|x250px|Сямозерский погост. Из книги М.А.Круковского «Олонецкий край: Путевые очерки », фото 1899 года.]]
 +
Сямозерский [[погост]] — это там где раньше были [[Сямозерская церковь|церкви]] на [[Сямозерье|Сямозере]]. Это часть [[деревня Сямозеро|деревни Сямозеро]], на полуострове в сторону Кяргяля. [[История Сямозерского погоста]] насчитывает полтысячи лет.
  
В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как ''выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины''. [[Сямозеро|Озеро]] тогда называли ''Сям'' или ''Сам'', а деревню — ''Гайнаволок'' или ''Гейнаволок''. Название "деревня Сямозеро погостская" появляется в метрических книгах только в самом конце 19 – начале 20 века.
+
В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как «выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины». Деревню тогда называли «Гарнаволок» или «Гавнаволок». Название «деревня Сямозеро погостская» появляется в метрических книгах только в самом конце 19 — начале 20 века.
 
 
Точной даты основания церквей нет {{fixme|(или есть? [[контакты|подскажите]])}}. Первое упоминание о церкви относится к 1563 году, они упоминаются и в легенде о [[Руочин саари]]. Но построены они были не ранее середины 13 века, время крещения населения тогдашней [[Карелия|Карелии]].
 
  
 +
Сямозерский погост и [[деревня Сямозеро]] были церковным и административным центром [[Сямозерье|Сямозерья]] вплоть до 1930-х. Когда церковь закрыли, административный центр был перенесён в [[Эссойла|Эссойлу]].
  
 
== Легенда о Сямозерском погосте ==
 
== Легенда о Сямозерском погосте ==
Строка 16: Строка 16:
  
 
[[карелы ливвики|Карелы]] — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в [[Сямозеро|озеро]], на волю волн: '''куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма'''. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.|[[Мирон Смирнов]]|[[Голос карела]], 1890.}}
 
[[карелы ливвики|Карелы]] — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в [[Сямозеро|озеро]], на волю волн: '''куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма'''. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.|[[Мирон Смирнов]]|[[Голос карела]], 1890.}}
 +
 +
{{more||[[колокол|Затопленный колокол Сямозерского погоста]]|[[Руочин_саари|Легенда о Руочин-саари]]|[[История Сямозерья]]}}
 +
 +
{{showComments}}

Текущая версия на 13:09, 14 мая 2020

Сямозерский погост

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  Сямозерский погост


Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги Мирона Смирнова «Голос Карела», 1890 год.
Сямозерский погост. Из книги М.А.Круковского «Олонецкий край: Путевые очерки », фото 1899 года.

Сямозерский погост — это там где раньше были церкви на Сямозере. Это часть деревни Сямозеро, на полуострове в сторону Кяргяля. История Сямозерского погоста насчитывает полтысячи лет.

В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как «выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины». Деревню тогда называли «Гарнаволок» или «Гавнаволок». Название «деревня Сямозеро погостская» появляется в метрических книгах только в самом конце 19 — начале 20 века.

Сямозерский погост и деревня Сямозеро были церковным и административным центром Сямозерья вплоть до 1930-х. Когда церковь закрыли, административный центр был перенесён в Эссойлу.

Легенда о Сямозерском погосте

Не лишено интереса предание о сооружении местной приходской церкви на погосте. В XIII в., в княжение Ярослава Всеволодовича, обонежские карелы без всяких насильственных мер приняли христианство. Сямозеро, находясь в лучших условиях пред другими поселениями края, по значительной величине и рыбности озера, было заселено трудолюбивым и промышленным народом. С принятием христианства, у здешних карел явилась первая жизненная потребность христианского общества — иметь дом для молитвы. Священников тогда ещё не было; их заменяли в народе ревнители святой веры из той же крестьянской среды. Когда задумана была постройка храма, — всякая из деревень, окружающих Сямозеро, желала иметь его у себя.

Карелы — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в озеро, на волю волн: куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.

Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:

Луна в 16:34, 31 января 2012 (EET)

Христиааанство... если бы не оно самое, сейчас хотя бы родовые дома целые стояли, а не с сорванными наличниками и наплевательским отношением к письмам что писали на домах предки. Гуляешь по деревне, увидишь ненароком на маленьких балкончиках последний коловорот, залюбуешься, а так плакать хочется.. Хорошо, что в школах язык преподают, а то скоро люди совсем забудут свою культуру, кто они такие и зачем пришли..

читатель в 15:30, 9 августа 2010 (EEST)

Князь Ярослав Вселодович сам был финно-угром, и был окружен финно-уграми не только в армии и при дворе. Почему карелы должны были сопротивляться? Карелия может гордиться не только церквями, но и своими уникальными часовнями 16 века. Редкий регион может похвалиться подобными древностями. См. http://sobory.ru/wood/ Стоит ли проверить источниковую базу по вопросу христианизации региона. В сети и литературе преимущественно пересказывается одна и та же история без особых ссылок на источники. Несомненно также и то, что многие карелы, жившие в более южных областях Новгородской республики были двуязычными (города Валдай, Тверь, Ржев, Шуя и др.), а часть славянизировалась как карелизировались те же саамы, давшие корни, согласно исландским сагам, всем древним норвежским и шведским королевским родам (в сагах этих саамов называют финнами). В связи с данным вопросам интересным представляются отношения с жителями Каянова моря, с которыми то воевали, то вместе выступали против тех, кого считают классическими викингами. Источники знают все. Многие истории пересочинились в послепетровскую эпоху (за редким исключением) не имееют под собой репрезентативной источниковой базы. Однако, есть все основания полагать, что православие пришло на северные берега Ладоги через Старую Ладогу и Кякисалми или Новгород. Непонятно почему в официальной литературе христианство считается подарком русских карелам, а не даром финно-угров финно-уграм и почему добровольное принятие христианства считают чуть ли не чудом? За успехом православия с таким же успехом могли лежать и экономические рычаги, но это голословно, поскольку источники не подтверждают и такой версии.