Материал из Сямозеро.ру
 
(не показана 61 промежуточная версия этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
 
{{tracking|[[Сямозеро]] |  [[Сямозерье]]|Деревня Сямозеро}}
 
{{tracking|[[Сямозеро]] |  [[Сямозерье]]|Деревня Сямозеро}}
  
[[image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|780px|thumb|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы.  [[Фото галерея Сямозеро|Фотогалерея Сямозеро]].]]
 
  
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».  
+
{| style="margin-left: auto; margin-right: auto;"
 +
|[[Image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|1000px|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы. © Валентина Лутто]]
 +
|}
  
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились. [[Файл:Sjamozero_1940.jpg|200px|thumb|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]][[Файл:DSCN0480.jpg|200px|thumb|left|Сямозеро, 2009. © Валентина Лутто]] [[Файл:1942C9999-004.jpg|200px|thumb|right|Сямозерская улица, 1942. © Валентина Лутто]]
+
'''Текст ''В. Лутто'''''
  
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере  в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек.
+
[[Image:Sjam_1940_sait.jpg|250px|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]]
По материалам переписи 1926 года, в Сямозере проживало 182 человека ( 88 мужчин  и 94 женщины).
+
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
  
Домов до 1941 года в деревне было больше 50. Начало деревни называют Тювелица (''тюви'' — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями - Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна - Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
+
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.
  
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.  
+
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере  в целом,  то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин  и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.  
[[Файл:IMG_5114.JPG|200px|thumb|left|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]] [[Файл:2001C0803-005.jpg|200px|thumb|left|Старое кладбище. © Валентина Лутто]]
 
  
 +
Начало деревни называют Тювелица (''тюви'' — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными [[Сямозерская церковь|церквями]]
 +
— Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
 +
 +
[[Сямозерская церковь|Успенская церковь]] действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.
 +
 +
[[Image:1942C9999-004.jpg|250px|right|Сямозерская улица, 1942. Из коллекции Валентины Лутто.]]
 
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
 
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
  
Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в [[Кяргялa | Кяргялу]], расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.
+
Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в [[Кяргялa | Кяргялу]], расположенную в километре от Сямозера, и [[Ахпойла|Ахпойлу]].
  
 
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.   
 
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.   
[[Файл:IMG_0554_a.jpg|300px|thumb|right| Погост. 2009. © Валентина Лутто]]
 
  
 
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна [[Колокол|легенда]].
 
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна [[Колокол|легенда]].
  
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.
+
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.
 +
В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника.
  
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас немного. Но многие из дачников, навещающих Сямозеро летом— потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода.
+
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Родослов_Сямозеро_Белокуровы|Белокуровы]], [[Родослов_Сямозеро_Вороновы|Вороновы]], [[Родослов_Сямозеро_Гусевы|Гусевы]], [[Родослов_Сямозеро_Евсеевы|Евсеевы]], [[Родослов_Сямозеро_Елкины|Елкины]], [[Родослов_Сямозеро_Иконниковы|Иконниковы]], [[Родослов_Сямозеро_Костиловы и Костины|Костиловы, Костины]], [[Родослов_Сямозеро_Кракулевы|Кракулевы]], [[Родослов_Сямозеро_Лебедевы|Лебедевы]], [[Родослов_Сямозеро_Макаровы|Макаровы]], [[Родослов_Сямозеро_Осиповы|Осиповы]], [[Родослов_Сямозеро_Палкины|Палкины]], [[Родослов_Сямозеро_Пезяевы|Пезяевы]], [[Родослов_Сямозеро_Петуховы|Петуховы]], [[Родослов_Сямозеро_Поповы Алексеевичи|Поповы (Алексеевичи)]], [[Родослов_Сямозеро_Поповы Панфиловичи|Поповы (Панфиловичи)]], [[Родослов_Сямозеро_Пряжинские|Пряжинские]], [[Родослов_Сямозеро_Слоевы|Слоевы]], [[Родослов_Сямозеро_Соколовы|Соколовы]], [[Родослов_Сямозеро_Тестовы|Тестовы]], [[Родослов_Сямозеро_Титовы|Титовы]], [[Родослов_Сямозеро_Фомины|Фомины]], [[Родослов_Сямозеро_Чивчиевы|Чивчиевы]]. В 19 веке в Сямозере поселились [[Родослов_Сямозеро_Смольковы|Смольковы]] и [[Родослов_Сямозеро_Стойкины|Стойкины]].
[[Файл:2002C0726-010.jpg|200px|thumb|left|Дом Белокуровых (Педрин). © Валентина Лутто]]  
 
[[Файл:IMG_0415.JPG|200px|thumb|left|Дома Евсеевых (Фадин) и Стойкиных. © Валентина Лутто]]
 
[[Файл:IMG_6944.JPG|200px|thumb|left|Дом Иконниковых(Дешин). © Валентина Лутто]]  
 
[[Файл:IMG_6965.JPG|200px|thumb|left|Дом Петуховых (Кукойн). © Валентина Лутто]]
 
[[Файл:1996C0708-016.jpg|200px|thumb|left|Дом Титовых (Тиитайн). © Валентина Лутто]]  
 
  
'''Белокуровы.'''
+
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.  
Два дома Белокуровых стояли на Тювелице напротив друг друга. Их оба называли Педрин — по имени Петра Трифоновича Белокурова (1772 — 1852). Первый из них, более старый, отличался от других домов в деревне. Он был значительно шире, на второй этаж вела не одна лестница, как обычно, а две, с разных сторон. Дом сгорел в 1942 году. Второй дом стоит и сейчас. Он интересен тем, что избежал переделок и сохранился почти без изменений.
 
Фамилия Белокуров тоже началась от Петра Трифоновича. Происхождение фамилии неизвестно, наверное члены семьи были светловолосыми.
 
  
'''Евсеевы.'''
+
И строятся новые дома, возведена [[Освящение Успенской часовни|Успенская часовня]] на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
Дом Евсеевых (Фадин) до сих пор стоит на погосте. Откуда взялось название — неизвестно.
 
Фамилия берет начало от имени Евсея Семеновича (1809 — 1832).
 
  
'''Елкины.'''
+
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
Дом Елкиных был на Диеккал. Он назывался Юакойн, по имени хозяина — Якова Прокопьевича Елкина (1876 — 1941/45).
 
Происхождение фамилии неизвестно. Она появляется впервые у детей сямозерского крестьянина Прокопия Кузьмича (1827 — 1893).
 
  
'''Иконниковы.'''
+
*[[Некоторые факты]] о деревне Сямозеро и ближайшей округе.
Два дома Иконниковых и сегодня стоят на Погосте. Один из них носил имя Лаурин — по имени владельца, крестьянина Лаврентия Ерофеевича Иконникова (1841 — 1899), другой назывался Дешин — от имени Ефим, но такого имени в роду Иконниковых не встречается, поэтому происхождение названия остается неясным. Фамилия появилась в употреблении в середине 19 века, происхождение неизвестно.
+
*[[История Сямозерского погоста|История деревни от первого упоминания и до наших дней]]
 +
*[[Деревня Сямозеро тогда и сегодня|Тогда и сегодня]] — история последнего столетия в фотографиях
  
'''Костины, Костиловы.'''
 
Дом Костиных был на Погосте, дом Костиловых (Костилован) — на Тювелице.
 
Изначально фамилия была — Константинов. Основатель ее — Константин Андреевич (1732 — после 1782), сямозерский крестьянин. Внуки его были уже Костины, а правнуки по одной линии стали Костиловыми.
 
  
'''Лебедевы.'''
+
[[Image:DSCN0480.jpg|x180px|На горизонте — Сямозеро, 2009]]
В настоящее время в деревне сохранилось три дома Лебедевых на Тювелице. Два из них раньше называли Майдойзин. Происхождение названия неизвестно. В одном из них, двухэтажном, долгие годы была школа. В настоящее время оба принадлежат потомкам рода. Третий дом — Онтонан, по имени Лебедева Антона Моисеевича (1837 — 1885).
+
[[Image:IMG_5114.JPG|x180px|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]]
Фамилия Лебедев начала упоминаться в церковных книгах с 1861 года. Происхождение фамилии также пока неизвестно.
+
[[Image:DSCN5145.jpg|x180px|Успенская часовня в Сямозере. 2010. © Валентина Лутто]]
 
+
[[Image:2001C0803-005.jpg|x180px|Старое кладбище. © Валентина Лутто]]
'''Макаровы.'''
+
[[Image:IMG_0554_a.jpg|x180px|Погост. 2009. © Валентина Лутто]]
Два дома Макаровых : Трошин — стоит на Тювелице, и Херойн — находился на Диеккал (сгорел). Первый получил название по имени Трофима Макаровича (1832 — 1902), второй — по имени его сына Герасима Трофимовича (1858 — 1941).
 
Фамилия же Макаровых началась от отца Трофима Макаровича — Макара Феопентовича (1771 — 1846).
 
 
 
'''Осиповы.'''
 
Дом Осиповых (Осипан) был на Тювелице. Сейчас на этом месте магазин. Фамилия берет свое начало от имени Осипа Григорьевича (1808 — 1877), который, согласно ревизским сказкам 1850 года, был «переписан из Вешкельского общества деревни Поткусельги в 1835 году» в Сямозеро. Жена Осипа Григорьевича была из Сямозера, так что по женской линии род Осиповых тоже уходит своими корнями в сямозерскую историю.
 
 
 
'''Палкины.'''
 
Палкиных в Сямозере было много. Дома были во всех частях деревни. Фамилия начинается с детей Якова Терентьевича (1779-1845), происхождение ее неизвестно.
 
 
 
'''Пезяевы.'''
 
Пезяевы имели два дома в Сямозере. Один из них был на Тювелице (Нестарин), другой — на Погосте (Пезян). Дом Нестарин получил название от имени тестя Григория Васильевича Пезяева — сямозерского крестьянина Нестора Трофимовича (1820 — 1889). Очевидно, Григорий Васильевич после женитьбы пришел в дом жены (кодавявю).
 
Происхождение фамилии неизвестно.
 
 
 
'''Петуховы.'''
 
Дома Петуховых (Кукойн и Кузькан) сохранились до сих пор и стоят почти рядом на Диеккал. Первый называется по фамилии владельцев, второй — по имени Кузьмы Еремеевича Петухова (1872 — 1930/31).
 
Происхождение фамилии неизвестно. Впервые упоминается она у Еремея Амосовича Петухова (1846 — 1882).
 
 
 
'''Поповы.'''
 
Домов Поповых в Сямозере было несколько. Они стояли на Погосте и Диеккал. Два дома назывались Акиман: старый, в настоящее время не существующий, дом Акима Алексеевича Попова ( 1812 — 1889) и второй, позднее построенный его сыном Степаном Акимовичем и внуком Ефимом Степановичем Поповыми (сгорел в 1946 году). Оба получили название по имени владельца первого из них. Рядом с домом Акима Алексеевича стоял дом Иллян, названный так в честь одного из основателей родовой ветви — Ильи Артемьевича Попова (1780 — 1865). Этого дома тоже уже нет. На берегу, напротив церкви — двухэтажный дом Попова Александра Андреевича (1858 — 1909). В этом доме перед войной была библиотека. Нежилой, он стоит и по сей день. С другой сторы церкви, тоже на самом берегу находится дом Гавройн. Он принадлежал Василию Гвриловичу Попову и назван по имени его отца Гавриила Акимовича. Еще один дом Поповых, который был построен позднее и принадлежал сыну Александра Андреевича Попова Ивану, находится на Тювелице.
 
Фамилия Попов появилась в Сямозере в 1788 году, с приездом туда Артемия Акакиевича Попова (1753 — 1819), который был сыном священника Вешкельской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Артемий Попов был женат на дочери сямозерского священника, предки которого из Сямозера.
 
 
 
'''Пряжинские.'''
 
Дом Пряжинских стоял на Погосте. В сталинские времена семья была выслана, а дом разобран.
 
Фамилия употребляется, начиная от дьячка Сямозерской церкви Павла Федоровича Пряжинского (1810 — 1879). Его отец был священником в Пряже. По линии жены Павла Федоровича род Пряжинских берет свое начало из Сямозера.
 
 
 
'''Слоевы.'''
 
Два дома Слоевых стояли на Тювелице. Один из них сгорел примерно в 1946 году. Второй, небольшой дом, стоит до сих пор.
 
Происхождение фамилии неизвестно, скорее всего она просто придумана. Фамилия начинает употребляться, начиная с Ильи Алексеевича Слоева (1867 — после 1915). Отец Ильи Алексеевича был родным братом Михаила Максимовича Тестова.
 
 
 
'''Тестовы.'''
 
Два дома Тестовых находились на Тювелице.
 
Происхождение фамилии неизвестно. Первый ее носитель — Михаил Максимович Тестов (1823 — 1885).
 
 
 
'''Титовы.'''
 
Дом Титовых (Титайн) стоит на Диеккал. Он построен в начале 20-го века. Старый дом Титовых был рядом с ним.
 
Фамилия начинается от Тита Егорова (1784 — 1863). Дом тоже назван его именем.
 
[[Файл:141009_003.jpg|200px|thumb|right|Строящаяся часовня. © Ольга Судавная]]  
 
 
 
'''Фомины.'''
 
Сямозерский род Фоминых берет свое начало от рода Чивчиевых. Один из домов Чивчиевых (Чиучойн) до сегодняшнего дня стоит на Диеккал, второй, который находился недалеко от первого, был разрушен во время войны.
 
Происхождение фамилии неизвестно, по-русски «чиучой» — воробышек. Впервые фамилия упоминается применительно к семье сямозерского крестьянина Алексея Андреевича (1740 — 1804).
 
 
 
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети, а также совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным. И строятся новые дома, возводится часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
 
 
 
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
 
 
 
 
 
*[[Некоторые факты]] о деревне Сямозеро и ближайшей округе.
 
  
  
 +
{{showComments}}
  
 
==Далее==
 
==Далее==

Текущая версия на 15:15, 20 мая 2020

Деревня Сямозеро

Сямозеро.ру >>  Сямозеро |  Сямозерье  \  Деревня Сямозеро


Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы. © Валентина Лутто

Текст В. Лутто

Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто

Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».

Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.

Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.

Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями — Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.

Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.

Сямозерская улица, 1942. Из коллекции Валентины Лутто.

Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.

Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в  Кяргялу, расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.

Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.

На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна легенда.

А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым. В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника.

В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: Белокуровы, Вороновы, Гусевы, Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костиловы, Костины, Кракулевы, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы, Поповы (Алексеевичи), Поповы (Панфиловичи), Пряжинские, Слоевы, Соколовы, Тестовы, Титовы, Фомины, Чивчиевы. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и Стойкины.

Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза Молошкины и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.

И строятся новые дома, возведена Успенская часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.

Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.


На горизонте — Сямозеро, 2009 Тювелица, 2005. © Валентина Лутто Успенская часовня в Сямозере. 2010. © Валентина Лутто Старое кладбище. © Валентина Лутто Погост. 2009. © Валентина Лутто


Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:

Беляева(Амосова)Наталья в 16:57, 10 августа 2013 (EET)

С моей бабушкой Амосовой(в дев.Васильевой)Акулиной Макарьевной я бывала в д.Сямозеро,в деревенской пекарне.Пока не могу установить степень родства.Это было всегда летом.Наверно,какой-то деревенский престольный праздник.Поражали запахи крапивы и другого разнотравья.Но запах свежеиспеченного хлеба ни с чем не сравним!Буханки получались разного размера,хлеб взвешивали!Дом разделялся на две части:одна-жилая,другая-пекарня!Дом на берегу озера,помню-много камней.Не помню степень родства-бабушки и родителей нет в живых!Помогите!

Беляева(Амосова)Наталья в 19:08, 7 января 2013 (EET)

Благодарна за все предоставленные материалы о родном Сямозерье,тем более что живу давно в Ленинградской области.Хочется больше узнать о своих далеких предках и о родной деревне Сямозеро, в которой я родилась,и о п.Эссойла, в котором потом жила и закончила среднюю школу.

Britta в 18:37, 8 октября 2012 (EEST)

We need more inisgths like this in this thread.

Далее