Материал из Сямозеро.ру

Сямозерье

Сямозеро.ру >>  Сямозерье

highslide=1:Сямозерские дома.

Сямозерье — это само Сямозеро, и всё что вокруг него, и с ним связано. Территориально, можно говорить о деревнях и посёлках по береговой линии озера, а можно и шире, включать и Вагатозеро и Шотозеро и идти туда на север, почти до Суоярви, до старой финской границы. Это как раз примерные границы Сямозерской волости во времена Новгорода.

На Сямозеро.ру мы ограничимся озером и поселениями по берегу и на островах. Это и будет нашим Сямозерьем.

highslide=1:Семён Молошкин, перебрался в Сямозеро как раз после войны. Из статьи Валентины Акуленко «Семён и Роза».

Ещё в совсем недавнем прошлом на Сямозере жили одни карелы. Вы и сейчас, читая о Сямозерье, наткнётесь на штамп: Сямозеро — регион компактного проживания карел ливвиков. Есть письменные свидетельства, а также свидетельства живых стариков, что вплоть до начала Отечественной войны 1941-го года, здесь жили исключительно карелы. Они говорили по-карельски и за редким исключением понимали русский язык. Во время войны, до весны 1944-го, территория была оккупирована финнами, здесь оставалось всего несколько семей. Остальные были эвакуированы кто куда. Например наша бабушка, Мария Михайловна Осипова, была в Заонежье, там она освоила русский в полной мере. После войны на территорию Карелии, и Сямозерья в том числе, пошло большое переселение. Война сильно перемешала народы тогдашнего СССР, много карел погибло в репрессиях ещё в 1937-м, кто-то не вернулся с войны. Сюда стали массово переселять ингерманландских финнов. Сюда поехали украинцы, белорусы, русские. Вернувшиеся из эвакуации карельские семьи, уже владели русским. Именно после войны, в 1950-х, Сямозерье фактически обрусело.

Но и карелы здесь были не всегда. С ранних поселений и вплоть до 17 века на северном побережье были саамы, на севере и востоке были вепсы. С юго запада, с берегов Ладоги, шли карелы. Сосуществование было мирным, будучи более многочисленными, карелы ассимилировали остальные народности. Карелы ливвики тем и отличаются от собственно карел, что их ливвиковский диалект, это помесь карельского и вепского языков. К сведению: есть мнение, что само название Сямозеро, было за долго до карел, и идёт от первопоселенцев, саамов, и может означать Саамское озеро.

История этого края удивительна, мы излагаем её отдельной статьёй. Здесь будем апеллировать к остальным страницам сайта, стараясь не пересказывать их.

Сямозеро сегодня

highslide=1:Старинная часовня в Кяргяле..

На сегодня это огромный жилой регион с административным центром в посёлке Эссойла. Статистика по количеству жителей может у кого есть? Присылайте.  Жители деревень пилят лес, работают на станции ж/д, кто-то занят в туристическом бизнесе, кто-то рыбу ловит.

Туризм на Сямозерье, это одна из серьёзных статей дохода. Сямозеро настолько обжито с юга, насколько неистоптано с севера. На Сямозере можно снять дом у самой дороги на лето, или забраться в полную глушь побичевать на рыбалку. Есть детские лагеря на островах, есть готовые туры от разных турфирм. Сямозерье, наряду с Кижами, Соловками и Валаамом, это место you must be there, как говорят у них. Поподробнее об этом, мы постараемся собрать информацию на страничке «Где стоит побывать на Сямозеро».

Вокруг Сямозера

Сямозеро значительно по размерам, береговая линия около 160 км. На озере 80 островов, один из которых был обитаем ещё в 19 веке. По всей длине берега есть или когда-то были людские поселения, разве что, на севере как-то пореже с деревнями. И от части тут дело в транспорте. Дорога А133, Петрозаводск – Суоярви проходит по южному берегу, через посёлок Эссойла. От неё идут два рукава, с юго-востока, через Чуралахту, Сяпсю и далее по северному берегу до деревни Кудама. Второй рукав дороги идёт от Эссойлы по юго-западному побережью через Курмойлу, Сяргилахту и Вехкусельгу, далее отходит от берега Сямозера огибая ламбы Петусъярви, Кивиярви, Раваярви и приходит в Кудаму. Юг озера населён значительно, северное же побережье и в особенности северо-запад в районе Петусъярви и туда севернее и восточнее — это лесная глушь. Хотя озеро можно объехать вокруг, дорога есть.

По каждому из населённых пунктов есть что рассказать. Если вы тот, кто как раз и может рассказать, пишите.

Эссойльское сельское поселение

Нынешний статус Сямозерья определён Статьёй 3, Закона Республики Карелии: О городских, сельских поселениях в Республике Карелия (с изменениями на 24 ноября 2006 года).*

Образовать следующие муниципальные образования, наделив их статусом сельских поселений:
...   70) Эссойльское сельское поселение, в состав которого входят поселок Эссойла — административный центр, поселки Кунгозерский, Соддер, Новые Пески, Сяпся, Кудама, село Эссойла, деревни Алекка, Ангенлахта, Иванисто, Корза, Курмойла, Метчелица, Мишинсельга, Нижняя Салма, Проккойла, Рубчойла, Салменица, Сямозеро, Сяргилахта, Каменьнаволок, Лахта, Чуйнаволок, Чуралахта, Улялега,   ...
Полный текст закона на портале Карелия Официальная.

Карта деления Карелии на поселения у вас есть? Эссойльское сельское поселение пришлёте?.

Некоторые Сямозерские древности

highslide=1:Из сямозерской серии рисунков карандашом Катерины Вуд.

В старые, досоюзные времена, административным центром Сямозерья была деревня Сямозеро. Первую церковь сямозерцы поставили там в конце 16 века. Поначaлу это была «выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины», а позднее приход выделился в отдельный Сямозерский погост. Интересна легенда о выборе места под церковь. Тут же и другое легендарное место Сямозера — Шведский остров, теперь именуемый Пелдосуари. Там сямозеры шведам наваляли да между делом колокол затопили, и поднять не смогли.

Недалеко от деревни Сямозера, в деревне Кяргялa находится поклонный крест, поставленный в день Воздвижения, в Ахпойле часовня 16 века.

highslide=1:Из сямозерской серии рисунков карандашом Катерины Вуд.

Нынешний центр Сямозерья — посёлок Эссойла, стал таковым только в 1930-х, когда в Сямозере церковь закрыли. Во время войны Эссойла была разрушена почти под ноль, остался один дом всего. Потом отстроили заново, у Эссойлы выгодное положение, место прямо на автотрассе А133 и тут же станция ж/д Петрозаводск-Суоярви.

По старинным деревням, в Сямозере, Чуйнаволоке, в Лахте, в Сяргилахте, Курмойле— сохранились старые дома, настоящей карельской постройки со старинными русскими печами. Есть на Сямозерье местные лодки ручной работы, выполненные местными мастерами, здесь же карельские резные прялки, не финские с колесом, а именно карельские. Про Калевалу наверное все слышали, и то, что этот эпос в основном был собран по карельским деревням также. Были и на Сямозерье свои рунопевцы, что ходили с кантеле по деревням, так было ещё до середины 20 века.

Вокруг озера десятки археологических раскопок стоянок эпох мезолита и неолита. Здесь на Сямозерье, уже в наше время снимались фильмы «А зори здесь тихие» (в Сяргилахте), «Холодное лето 53-го» (Руга).

В прошлых веках два Сямозерских острова, Пелдосуари и Остров напротив Лахты были обитаемы.


Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:

Вера Воронова в 17:50, 21 июня 2012 (EET)

Пелдосуари-это ровный как поле остров,а на другом Жилом острове стояла часовня,в этой часовне молились женщины,которые не могли забеременеть и после посещения этого острова,отмолив грехи рожали детей.Часовня и сегодня существует и жители д. Лахта посещают ее.И хочется не согласиться по поводу Саамского озера.Всем известна коварность Сямозера.В плохую погоду опасно выходить в озеро.Сиа(над а две точки)-это погода,ярви-озеро.Получается озеро погоды.Сиамярви.

Михайлов В.Н., г.Минск в 15:27, 23 июня 2011 (EEST)

Спасибо или, как говорят карелы-ливиккей -пассибо суури, за Вашу замечательную инициативу. Мои предки (кого я знаю и помню) и отец жили в Угмойле. Там сейчас живет младший брат отца Михаил Семенович Михайлов. Дед - Семен Федорович - Георгиевский кавалер, имел несколько Крестов, благодаря которым выжила в "голодомор" многочисленная семья: Кресты продали в Петрозаводске англичанам и купоили зерно. В последний раз я был в Угмойле в сентябре 2008 г. С племянником Семеном Мануйловым (живет в Петрозаводске, мама - Мария Васильевна в Угмойле) собрали 2 корзины боровиков.