(не показана 31 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{tracking|[[Сямозеро]] | [[Сямозерье]]|Деревня Сямозеро}} | {{tracking|[[Сямозеро]] | [[Сямозерье]]|Деревня Сямозеро}} | ||
− | [[ | + | |
+ | {| style="margin-left: auto; margin-right: auto;" | ||
+ | |[[Image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|1000px|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы. © Валентина Лутто]] | ||
+ | |} | ||
'''Текст ''В. Лутто''''' | '''Текст ''В. Лутто''''' | ||
+ | [[Image:Sjam_1940_sait.jpg|250px|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]] | ||
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место». | Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место». | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились. | Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились. | ||
− | Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. | + | Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня. |
− | По материалам переписи 1926 года, в Сямозере проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины). | ||
− | + | Начало деревни называют Тювелица (''тюви'' — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными [[Сямозерская церковь|церквями]] | |
— Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место. | — Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место. | ||
[[Сямозерская церковь|Успенская церковь]] действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой. | [[Сямозерская церковь|Успенская церковь]] действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой. | ||
+ | [[Image:1942C9999-004.jpg|250px|right|Сямозерская улица, 1942. Из коллекции Валентины Лутто.]] | ||
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе. | Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе. | ||
Строка 37: | Строка 33: | ||
В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника. | В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника. | ||
− | В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Белокуровы]], [[ | + | В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Родослов_Сямозеро_Белокуровы|Белокуровы]], [[Родослов_Сямозеро_Вороновы|Вороновы]], [[Родослов_Сямозеро_Гусевы|Гусевы]], [[Родослов_Сямозеро_Евсеевы|Евсеевы]], [[Родослов_Сямозеро_Елкины|Елкины]], [[Родослов_Сямозеро_Иконниковы|Иконниковы]], [[Родослов_Сямозеро_Костиловы и Костины|Костиловы, Костины]], [[Родослов_Сямозеро_Кракулевы|Кракулевы]], [[Родослов_Сямозеро_Лебедевы|Лебедевы]], [[Родослов_Сямозеро_Макаровы|Макаровы]], [[Родослов_Сямозеро_Осиповы|Осиповы]], [[Родослов_Сямозеро_Палкины|Палкины]], [[Родослов_Сямозеро_Пезяевы|Пезяевы]], [[Родослов_Сямозеро_Петуховы|Петуховы]], [[Родослов_Сямозеро_Поповы Алексеевичи|Поповы (Алексеевичи)]], [[Родослов_Сямозеро_Поповы Панфиловичи|Поповы (Панфиловичи)]], [[Родослов_Сямозеро_Пряжинские|Пряжинские]], [[Родослов_Сямозеро_Слоевы|Слоевы]], [[Родослов_Сямозеро_Соколовы|Соколовы]], [[Родослов_Сямозеро_Тестовы|Тестовы]], [[Родослов_Сямозеро_Титовы|Титовы]], [[Родослов_Сямозеро_Фомины|Фомины]], [[Родослов_Сямозеро_Чивчиевы|Чивчиевы]]. В 19 веке в Сямозере поселились [[Родослов_Сямозеро_Смольковы|Смольковы]] и [[Родослов_Сямозеро_Стойкины|Стойкины]]. |
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным. | Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным. | ||
И строятся новые дома, возведена [[Освящение Успенской часовни|Успенская часовня]] на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня. | И строятся новые дома, возведена [[Освящение Успенской часовни|Успенская часовня]] на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня. | ||
− | |||
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них. | Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них. | ||
− | |||
*[[Некоторые факты]] о деревне Сямозеро и ближайшей округе. | *[[Некоторые факты]] о деревне Сямозеро и ближайшей округе. | ||
+ | *[[История Сямозерского погоста|История деревни от первого упоминания и до наших дней]] | ||
+ | *[[Деревня Сямозеро тогда и сегодня|Тогда и сегодня]] — история последнего столетия в фотографиях | ||
− | + | [[Image:DSCN0480.jpg|x180px|На горизонте — Сямозеро, 2009]] | |
+ | [[Image:IMG_5114.JPG|x180px|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]] | ||
+ | [[Image:DSCN5145.jpg|x180px|Успенская часовня в Сямозере. 2010. © Валентина Лутто]] | ||
+ | [[Image:2001C0803-005.jpg|x180px|Старое кладбище. © Валентина Лутто]] | ||
+ | [[Image:IMG_0554_a.jpg|x180px|Погост. 2009. © Валентина Лутто]] | ||
{{showComments}} | {{showComments}} | ||
− | |||
− | |||
==Далее== | ==Далее== |
Текущая версия на 15:15, 20 мая 2020
Деревня Сямозеро
Сямозеро.ру >> Сямозеро | Сямозерье \ Деревня Сямозеро
Текст В. Лутто
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.
Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями — Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в Кяргялу, расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна легенда.
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым. В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника.
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: Белокуровы, Вороновы, Гусевы, Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костиловы, Костины, Кракулевы, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы, Поповы (Алексеевичи), Поповы (Панфиловичи), Пряжинские, Слоевы, Соколовы, Тестовы, Титовы, Фомины, Чивчиевы. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и Стойкины.
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза Молошкины и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.
И строятся новые дома, возведена Успенская часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
- Некоторые факты о деревне Сямозеро и ближайшей округе.
- История деревни от первого упоминания и до наших дней
- Тогда и сегодня — история последнего столетия в фотографиях
Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:
Беляева(Амосова)Наталья в 19:08, 7 января 2013 (EET)
Благодарна за все предоставленные материалы о родном Сямозерье,тем более что живу давно в Ленинградской области.Хочется больше узнать о своих далеких предках и о родной деревне Сямозеро, в которой я родилась,и о п.Эссойла, в котором потом жила и закончила среднюю школу.
Britta в 18:37, 8 октября 2012 (EEST)
We need more inisgths like this in this thread.
Беляева(Амосова)Наталья в 16:57, 10 августа 2013 (EET)
С моей бабушкой Амосовой(в дев.Васильевой)Акулиной Макарьевной я бывала в д.Сямозеро,в деревенской пекарне.Пока не могу установить степень родства.Это было всегда летом.Наверно,какой-то деревенский престольный праздник.Поражали запахи крапивы и другого разнотравья.Но запах свежеиспеченного хлеба ни с чем не сравним!Буханки получались разного размера,хлеб взвешивали!Дом разделялся на две части:одна-жилая,другая-пекарня!Дом на берегу озера,помню-много камней.Не помню степень родства-бабушки и родителей нет в живых!Помогите!