Материал из Сямозеро.ру
 
(не показано 37 промежуточных версий этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
 
{{tracking|[[Сямозеро]] |  [[Сямозерье]]|Деревня Сямозеро}}
 
{{tracking|[[Сямозеро]] |  [[Сямозерье]]|Деревня Сямозеро}}
  
[[image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|780px|thumb|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы.  [[Фото галерея Сямозеро|Фотогалерея Сямозеро]].]]
 
  
 +
{| style="margin-left: auto; margin-right: auto;"
 +
|[[Image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|1000px|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы. © Валентина Лутто]]
 +
|}
 +
 +
'''Текст ''В. Лутто'''''
 +
 +
[[Image:Sjam_1940_sait.jpg|250px|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]]
 
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
 
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
[[Файл:DSCN0480.jpg|200px|thumb|left|Сямозеро, 2009. © Валентина Лутто]]
 
[[Файл:Sjamozero_1940.jpg|200px|thumb|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]] 
 
[[Файл:IMG_5114.JPG|200px|thumb|left|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]]
 
[[Файл:2001C0803-005.jpg|200px|thumb|left|Старое кладбище. © Валентина Лутто]]
 
[[Файл:1942C9999-004.jpg|200px|thumb|right|Сямозерская улица, 1942. © Валентина Лутто]] 
 
  
 
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.   
 
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.   
  
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере  в целом,  то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34,  а количество людей примерно до 220 человек.
+
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере  в целом,  то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34,  а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин  и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.  
По материалам переписи 1926 года, в Сямозере проживало 182 человека ( 88 мужчин  и 94 женщины).
 
  
Домов до 1941 года в деревне было больше 50. Начало деревни называют Тювелица (''тюви'' — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями - Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна - Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
+
Начало деревни называют Тювелица (''тюви'' — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными [[Сямозерская церковь|церквями]]
 +
— Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
  
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.  
+
[[Сямозерская церковь|Успенская церковь]] действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.  
  
 +
[[Image:1942C9999-004.jpg|250px|right|Сямозерская улица, 1942. Из коллекции Валентины Лутто.]]
 
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
 
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
  
Строка 25: Строка 27:
  
 
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.   
 
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.   
[[Файл:IMG_0554_a.jpg|300px|thumb|right| Погост. 2009. © Валентина Лутто]]
 
  
 
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна [[Колокол|легенда]].
 
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна [[Колокол|легенда]].
  
[[Файл:DSCN5145.jpg|200px|thumb|left|Успенская часовня в Сямозере. 2010.]]
+
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.
+
В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника.
  
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Белокуровы]], [[Другие сямозерские фамилии|Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костины, Костиловы]], [[Лебедевы]], [[Другие сямозерские фамилии|Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы]], [[Поповы]], [[Пряжинские, Стойкины|Пряжинские]], [[Другие сямозерские фамилии|Слоевы, Тестовы, Титовы, Фомины]]. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и [[Пряжинские, Стойкины|Стойкины]].  
+
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Родослов_Сямозеро_Белокуровы|Белокуровы]], [[Родослов_Сямозеро_Вороновы|Вороновы]], [[Родослов_Сямозеро_Гусевы|Гусевы]], [[Родослов_Сямозеро_Евсеевы|Евсеевы]], [[Родослов_Сямозеро_Елкины|Елкины]], [[Родослов_Сямозеро_Иконниковы|Иконниковы]], [[Родослов_Сямозеро_Костиловы и Костины|Костиловы, Костины]], [[Родослов_Сямозеро_Кракулевы|Кракулевы]], [[Родослов_Сямозеро_Лебедевы|Лебедевы]], [[Родослов_Сямозеро_Макаровы|Макаровы]], [[Родослов_Сямозеро_Осиповы|Осиповы]], [[Родослов_Сямозеро_Палкины|Палкины]], [[Родослов_Сямозеро_Пезяевы|Пезяевы]], [[Родослов_Сямозеро_Петуховы|Петуховы]], [[Родослов_Сямозеро_Поповы Алексеевичи|Поповы (Алексеевичи)]], [[Родослов_Сямозеро_Поповы Панфиловичи|Поповы (Панфиловичи)]], [[Родослов_Сямозеро_Пряжинские|Пряжинские]], [[Родослов_Сямозеро_Слоевы|Слоевы]], [[Родослов_Сямозеро_Соколовы|Соколовы]], [[Родослов_Сямозеро_Тестовы|Тестовы]], [[Родослов_Сямозеро_Титовы|Титовы]], [[Родослов_Сямозеро_Фомины|Фомины]], [[Родослов_Сямозеро_Чивчиевы|Чивчиевы]]. В 19 веке в Сямозере поселились [[Родослов_Сямозеро_Смольковы|Смольковы]] и [[Родослов_Сямозеро_Стойкины|Стойкины]].  
  
 
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.  
 
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.  
  
 
И строятся новые дома, возведена [[Освящение Успенской часовни|Успенская часовня]] на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
 
И строятся новые дома, возведена [[Освящение Успенской часовни|Успенская часовня]] на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
 
  
 
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
 
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
 
  
 
*[[Некоторые факты]] о деревне Сямозеро и ближайшей округе.
 
*[[Некоторые факты]] о деревне Сямозеро и ближайшей округе.
 +
*[[История Сямозерского погоста|История деревни от первого упоминания и до наших дней]]
 +
*[[Деревня Сямозеро тогда и сегодня|Тогда и сегодня]] — история последнего столетия в фотографиях
  
  
 +
[[Image:DSCN0480.jpg|x180px|На горизонте — Сямозеро, 2009]]
 +
[[Image:IMG_5114.JPG|x180px|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]]
 +
[[Image:DSCN5145.jpg|x180px|Успенская часовня в Сямозере. 2010. © Валентина Лутто]]
 +
[[Image:2001C0803-005.jpg|x180px|Старое кладбище. © Валентина Лутто]]
 +
[[Image:IMG_0554_a.jpg|x180px|Погост. 2009. © Валентина Лутто]]
  
  
<comments />{{showComments}}
+
{{showComments}}
 
 
 
 
 
 
  
 
==Далее==
 
==Далее==

Текущая версия на 15:15, 20 мая 2020

Деревня Сямозеро

Сямозеро.ру >>  Сямозеро |  Сямозерье  \  Деревня Сямозеро


Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы. © Валентина Лутто

Текст В. Лутто

Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто

Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».

Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.

Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.

Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями — Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.

Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.

Сямозерская улица, 1942. Из коллекции Валентины Лутто.

Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.

Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в  Кяргялу, расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.

Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.

На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна легенда.

А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым. В 2011 году силами местных жителей и дачников источник был обновлен, над ним построена красивая беседка. 10 сентября 2011 года состоялось освящение родника.

В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: Белокуровы, Вороновы, Гусевы, Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костиловы, Костины, Кракулевы, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы, Поповы (Алексеевичи), Поповы (Панфиловичи), Пряжинские, Слоевы, Соколовы, Тестовы, Титовы, Фомины, Чивчиевы. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и Стойкины.

Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза Молошкины и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.

И строятся новые дома, возведена Успенская часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.

Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.


На горизонте — Сямозеро, 2009 Тювелица, 2005. © Валентина Лутто Успенская часовня в Сямозере. 2010. © Валентина Лутто Старое кладбище. © Валентина Лутто Погост. 2009. © Валентина Лутто


Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:

Беляева(Амосова)Наталья в 16:57, 10 августа 2013 (EET)

С моей бабушкой Амосовой(в дев.Васильевой)Акулиной Макарьевной я бывала в д.Сямозеро,в деревенской пекарне.Пока не могу установить степень родства.Это было всегда летом.Наверно,какой-то деревенский престольный праздник.Поражали запахи крапивы и другого разнотравья.Но запах свежеиспеченного хлеба ни с чем не сравним!Буханки получались разного размера,хлеб взвешивали!Дом разделялся на две части:одна-жилая,другая-пекарня!Дом на берегу озера,помню-много камней.Не помню степень родства-бабушки и родителей нет в живых!Помогите!

Беляева(Амосова)Наталья в 19:08, 7 января 2013 (EET)

Благодарна за все предоставленные материалы о родном Сямозерье,тем более что живу давно в Ленинградской области.Хочется больше узнать о своих далеких предках и о родной деревне Сямозеро, в которой я родилась,и о п.Эссойла, в котором потом жила и закончила среднюю школу.

Britta в 18:37, 8 октября 2012 (EEST)

We need more inisgths like this in this thread.

Далее