Материал из Сямозеро.ру

Сямозерье в период Великой Отечественной войны

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  История Сямозерья  \  Сямозерье в период Великой Отечественной войны

Текст Артур Кийски (kiiski@mail.ru)


Боевые действия первого периода Великой Отечественной войны закончились в Сямозерье в начале сентября 1941 года, после чего фронт постепенно переместился далеко на юг и восток. Начался почти трехлетний период финской оккупации и относительного затишья.

Про военную историю Сямозерья во время Великой Отечественной войны имеется очень немного общедоступных материалов (большая их часть — это финские исследования и документы). Период же финской оккупации и последующего освобождения в 1944 году практически не отражен в документах. Это неудивительно: Сямозерье находилось в глубоком тылу финских войск, и здесь не было масштабных боевых действий – партизанских рейдов (подобных рейду партизанской бригады Григорьева в 1942 году) и ожесточенных попыток прорыва фронта (как в том же 1942 году на Свири, Масельгском перешейке или в районе Кестеньги) или активности подпольщиков. Воспоминаний жителей Сямозерья той поры тоже нет, так как большая часть сямозерцев находилась в эвакуации (в частности, в Сибири, в Омской области). Поэтому единственные свидетельства жизни Сямозерья того периода — это финские материалы: фотографии военного архива Финляндии, фотографии Бориса Карппела к книге К. Линдберга и Й. Хаутала 1943 года «Дома Олонии: народная культура строительства Восточной Карелии» (Lindberg C., Hautala J. «Aunuksen asunnoilla: Itä-Karjalan kansanomaista rakennuskulttuuria»), воспоминания финских военных или гражданских лиц, проходивших службу или работавших в Сямозерье, и уже послевоенные исследования, правда в весьма узкой области военной истории (например, книги финских исследователей Микко Порвали и Ласси Сарессало).


Сямозерье как тыловая зона финских войск

После завершения боев 1941 года Сямозерье постепенно становилось тыловой зоной финских войск. Сначала это была тыловая зона финского 7-го армейского корпуса генерал-майора Йохана Хэгглунда (наступающего на Петрозаводск), где находились полевые госпитали, склады снабжения, штабы. Какое-то время штаб Хэгглунда находился в Эссойле и размещался в зданиях больницы. Здесь же, в Эссойле, с 9-11.09.1941 штаб 7-го армейского корпуса посещал Главнокомандующий вооруженными силами Финляндии маршал Маннергейм. Архивная фотография зафиксировала встречу маршала начальником штаба 7-го армейского корпуса подполковником Симелиусом на фоне здания эссойльской больницы[1]. Позднее эти места Маннергейм регулярно проезжал во время своих визитов на фронт, что также было отражено в официальной фотохронике (например, за 27.09.1941[2]).

После фиксации фронта на побережье Онежского озера, реке Свирь и Масельгском перешейке (декабрь 1941 года), с началом периода позиционной войны на Карельском фронте, Сямозерье стало уже глубоким тылом. Однако, как уже происходило и ранее в Зимнюю войну и будет происходить позднее в 1944 году (уже в отношении Красной Армии), этот тыл имел большое значение для фронта: по территории Сямозерья проходили две стратегические коммуникации, связывающие финскую военную группировку в Карелии (на территории от Сегозера до реки Свирь и Ладожского озера) с Финляндией. Этими коммуникациями являлись железная дорога Петрозаводск – Суоярви (которая имела выход на железнодорожную сеть Финляндии) и автомобильная дорога Петрозаводск – Суоярви (которая также имела связь с автодорожной сетью Северного Приладожья и Финляндии)[3]. Таким образом, для финских войск в Карелии Сямозерье приобрело стратегическое значение.

Для полноты картины нужно добавить, что для снабжения юго-западного сектора Свирского участка фронта финны использовали автодорогу Сортавала – Питкяранта – Салми – Олонец, а с 1943 года — железную дорогу Сортавала – Питкяранта – Салми – Олонец. Однако эти коммуникации, проходившие по побережью Ладожского озера, изначально находились под потенциальной угрозой десантов советской Ладожской военной флотилии (которая в итоге была реализована в июне 1944 года Тулоксинской десантной операцией). То есть стратегическое значение Сямозерья, как территории прохождения коммуникации финских войск, сохранялось. При этом, территория Сямозерья считалась спокойной. Об этом говорит регулярное курсирование, с весны 1942 года до июня 1944 года, скорых пассажирских поездов Хельсинки – Яянислинна (Äänislinna — так назывался Петрозаводск при оккупации) и Хаапамяки – Яянислинна, которые проходили по расписанию и без вооруженного сопровождения.


Июль 1942 года. Рейд партизанской бригады Григорьева

С 1942 и до июля 1944 года Сямозеро фигурировало как место проведения боевых операций только однажды и только в планах. Речь идет о неудачном рейде 1-й партизанской бригады Карельского фронта под командованием майора Ивана Александровича Григорьева. Бригада была сформирована 27.11.1941 года в Пудоже, Постановлением ЦК КП(б) КФССР, из партизанских отрядов и истребительных батальонов, дислоцированных в Заонежье и Пудожском районе.[4]

Весной 1942 года НКВД КФССР, которое на тот момент руководило деятельностью партизанских отрядов, запланировало активные действия бригады Григорьева в июне 1942 года в районе между озерами Сегозеро и Сямозеро. 13 июня 1942 года Штаб партизанского движения при Военном совете Карельского фронта издает приказ №6/оп, которым приказывает бригаде 29.06.1942 года из исходного положения в поселке Сегежа[5] выйти в район, ограниченный пунктами Пряккила, Кумса 2-я, Кондопога, Петрозаводск, Шотозеро, Суоярви, Лубосалма, на срок не менее 2 месяцев. Приказом предписывались налеты на Поросозеро и Кондопогу, проведение операций на шоссейных дорогах Поросозеро – Юстозеро, Поросозеро – Пряккила, Поросозеро – Спасская Губа, железной и шоссейной дороге Медвежьегорск – Кондопога, шоссейной дороге Кяппясельга – Уница, железной и шоссейной дороге Петрозаводск – Суоярви (то есть непосредственно в районе Сямозера).[6]

Рейд бригады Григорьева летом 1942 года.

В реальности бригада только к 18.07.1942 года вышла на северную границу предписанного приказом района боевых операций. К 30.07.1942, то есть через месяц голода и лишений, бригада дошла до высоты 264,90 на берегу реки Тяжа (в 7 км юго-восточнее известной горы Воттоваара, где была блокирована финскими войсками). Продвигаться дальше на юг бригада уже не могла, так как люди были физически измотаны, страдали от голода, недостатка снаряжения и вооружения. Но самое главное — финские войска обнаружили бригаду и стягивали вокруг войска для ее ликвидации. В итоге Штаб партизанского движения приказал бригаде возвращаться обратно за линию фронта. В ходе прорыва позиций финнов в районе высоты 264,90 был убит командир бригады Григорьев, и партизаны, преследуемые финнами, повернули на север.[7] Из 648 человек, вышедших в рейд, обратно за линию фронта вернулось только 178.[8] До Сямозера бригада не дошла, и бои в Сямозерье начались только в июле 1944 года. Схема рейда партизанской бригады представлена на рисунке 1.

Изучение подробностей трагического и героического рейда бригады Григорьева не входит в цель данной статьи. По данной теме изданы прекрасные отдельные книги (в том числе и те, на которые ссылается автор). Однако в глаза бросается несоответствие между силами партизан, количеством задач и протяженностью района операций бригады. Так расстояние по наиболее прямому возможному маршруту от Сегежи до Шотозера составляет около 300 км, а площадь района боевых операций бригады около 2000 квадратных километров. При этом в данном районе партизанской бригаде, не считая находящихся на фронте частей, могли противостоять 12-я пехотная бригада (на Масельгском перешейке), Онежская береговая бригада (на побережье Онежского озера от Кондопоги до Вознесенья) и Танковая дивизия Лагуса (в Петрозаводске), собственно гарнизон Петрозаводска (силами примерно в один пехотный полк). Кроме того, действия бригады не были никак скоординированы с боевыми действиями войск регулярной Красной Армии на Карельском фронте в 1942 году. Так как летом 1942 года никаких масштабных боевых операций на Карельском фронте не велось (попытки прорыва обороны финнов на Масельгском перешейке завершились еще в феврале, на Свири в апреле, а в районе Кестеньги в мае 1942 года).


Воспоминания финского железнодорожника

Интересные воспоминания о Сямозерье 1942-1943 годов оставил Микко Ахонен, работавший на станциях Новые Пески и Эссойла. Эти воспоминания были опубликованы в интернете его дочерью Сейей Ахонен на своей домашней странице.[9]

В мае 1942 года, 15-летним подростком, Микко Ахонен нанялся железнодорожным рабочим на станцию Новые Пески на время летних каникул. Его отец и брат, железнодорожники, уже с осени 1941 года работали дежурными станции Эссойла. В апреле следующего 1943 года Микко приехал уже на постоянную работу дежурным станции Эссойла и работал там до ранней весны 1944 года, после чего был призван на военную службу. На станции Новые Пески (финны называли ее Шотозеро) находился дровяной склад для паровозов. Следующий дровяной склад находился на станции Кутижма. Функционировала как железнодорожный разъезд станция Сяньга. Эссойла считалась крупной станцией. По воспоминаниям Микко, в Эссойле размещались гарнизон, склад имущества связи и склад артиллерийского снабжения для войск свирского направления, а также батальон пополнения личным составом (резервный батальон), сначала шведоязычный, а с 1943 года — финноязычный. По воспоминаниям других ветеранов, батальон находился в здании больницы в Угмойле.

В Новых Песках железнодорожники проживали в бревенчатом строении (школе или казарме) на берегу Шотозера, в Эссойла жили в пристанционных бараках. Перегон Суоярви-Петрозаводск обслуживала военная железнодорожная ремонтная рота, которая базировалась на поезде, передвигавшемся по мере необходимости по станциям перегона. Солдаты роты были вооружены винтовками для защиты от партизан и десантников. Но Микко не помнит ни одного случая нападения или диверсий на перегоне от Маткаселькя до Петрозаводска. В 1943 году он обнаружил под рельсами восточнее Эссойлы тротиловый заряд.

В свободное время для пополнения рациона железнодорожники и солдаты ремонтной роты занимались рыбалкой. В Шотозере даже выловили сома длиной с человеческий рост. В Сямозере ловили рыбу на продольники.Рыбной ловлей занималось и оставшееся в Эссойле местное население. Микко вспоимнает, что Новые Пески были по большей части опустевшей деревней с заброшенными полями. Сев и полевые возобновились там только весной 1943 года. В Эссойле он отмечает прекрасно мелиорированные поля восточнее деревни, которые оставались заброшенными.

Интересный факт, что сямозерские карелы в разговорах с Микко называли финнов «руочит» – шведы. То ли из-за того, что в Эссойле стоял шведоязычный батальон, то ли из-за того, что такое историческое название всех жителей Шведского королевства (в которое когда-то входила и Финляндия) сохранилось у карел до описывамых времен. «Рассказывай, рассказывай, все равно ты – «руочи»!» – говорил Микко старик-карел в Эссойле.

Вспоминает он и о проезде через Эссойлу и ночевке на станции одного знакомого финского учителя, которому на велосипеде предстояло ехать еще несколько десятков километров в лесную деревню к месту работы. Этот факт говорит о том, что, несмотря на войну, передвижения в Сямозерье были вполне безопасными.

В декабре 1943 года Микко вместе с остальными финскими железнодорожниками праздновал в Эссойле Рождество.


Финская разведшкола в Сямозерье

Об относительно спокойной обстановке в Сямозерье (если можно говорить о каком-то спокойствии во время войны) говорит и тот факт, что с начала июня до конца ноября 1943 года в окрестностях Сямозера, а если быть более точным, то на берегу Шотозера, размещалась финская разведывательная школа под руководством майора Юрьё Палко, готовившая агентуру из числа советских военнопленных.[10] Разведшкола была переведена в окрестности Сямозера из Петрозаводска по соображениям сохранения секретности деятельности школы (которую трудно было сохранять в таком большом населенном пункте как Петрозаводск). Разведшкола была рассредоточена по нескольким деревням на берегу Шотозера (предположительно, это были Соддер, Улялега, Каменьнаволок, Кюрьяля).

Будущий профессор-славист и один из авторов большого финско-русского словаря Игорь Вахрос, а в 1943 году — лейтенант финских вооруженных сил и преподаватель разведшколы, вспоминал, как в конце августа 1943 года во время охоты попал в небольшую деревню на берегу Сямозера (скорее всего, это была Сяргилахта или Инжунаволок), где был встречен местными жителями и обедал вместе с ними ухой, картошкой, пирогами, киселем, малиной и чаем.[11]

Тем не менее, и здесь был зафиксирован случай обнаружения советских разведчиков в непосредственной близости от разведшколы поздней осенью 1943 года, когда в результате перестрелки была убита радистка советской разведгруппы. Правда еще до нападения преподаватели обслуживающий персонал и курсанты школы получили приказ всегда иметь при себе оружие .[12]

После этого случая, а скорее всего после того, как в конце 1943 года Главному командованию вооруженных сил Финляндии стало ясно, что Восточную Карелию придется оставить и вести оборонительные сражения гораздо западнее существующей на тот момент линии фронта, разведшкола была переведена в коммуну Руокоярви в Финляндии.


Освобождение

Карельский фронт в июне 1944 года.

С начала 1944 года на советско-германском фронте начался период непрерывных стратегических наступательных операций вооруженных сил СССР. Одной из них стала Выборгско-Петрозаводская наступательная операция (10.06.-09.08.1944) – наступление на Карельском перешейке и в южной части Карело-Финской ССР (Олонецкой Карелии). Стратегической целью операции были ликвидация угрозы Ленинграду, идущим из Мурманска в центральные районы СССР коммуникациям, а также вывод Финляндии из войны. Операция проводилась силами Ленинградского (командующий – генерал армии, с 18.06.1944 маршал Советского Союза Л. А. Говоров) и Карельского (командующий – генерал армии К. А. Мерецков) фронтов при поддержке Балтийского флота (командующий – адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожской (командующий – контр-адмирал В. С. Чероков) и Онежской (командующий – капитан 1-го ранга Н.В. Антонов) военных флотилий. В советской и российской историографии данная операция подразделяется на две взаимосвязанных: Выборгскую (10-20.06.1944) и Свирско-Петрозаводскую (21.06.-09.08.1944).[13]

Советское наступление (как на Выборгском, так и на Петрозаводском направлениях) не явилось стратегической неожиданностью для финских войск, его ожидали (правда, несколько позднее, чем оно случилось в реальности). Скорее финское командование поразил объем сконцентрированных для наступления сил и совершенно скромные, на первый взгляд, возможности финских войск по его отражению. Тем не менее, бои на Карельском перешейке изначально приняли ожесточенный характер.

Боевые действия в Сямозерье и его освобождение произошли в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции, проведенной Карельским фронтом при поддержке Ладожской и Онежской военных флотилий. Наступление на Петрозаводском направлении было запланировано советским командованием на 10 дней позже наступления на Карельском перешейке. По замыслу советского Верховного главнокомандования, это вынудило бы финнов перебросить на Карельский перешеек максимум сил из Карелии и тем самым облегчить разгром находившейся там финской группировки. Расчет частично оправдался, финны действительно перебросили из Олонецкой Карелии на Карельский перешеек 4 дивизии (4-ю, 6-ю,11-ю,17-ю), 20-ю пехотную бригаду и штаб 5-го армейского корпуса, что составило почти 50% из находившихся в Олонецкой Карелии сил. Однако начавшееся советское наступление на Выборг по сути предупредило финское командование о том, что аналогичное наступление в Карелии начнется в ближайшие дни. Поэтому финны, получив такую возможность, сами решили выйти из-под неизбежного удара Красной Армии и 16.06.1944 на Свирском направлении начали отход на север и северо-запад, не дожидаясь начала советского наступления. На Масельгском (Медвежьегорском) направлении финские войска сохраняли свою линию обороны до 21.06.1944.

Перед началом наступления Карельский фронт в составе 14-й, 19-й, 26-й, 32-й и 7-й армий и ряда частей фронтового подчинения занимал линию между Баренцевым морем, Онежским и Ладожскими озерами (рисунок 2). Ему противостояли части немецкой 20-й горной армии (от Баренцева моря до озера Нюк) и финские войска: 14-я пехотная дивизия генерал-майора Эркки Рааппана на ругозерском направлении, 2-й армейский корпус генерал-майора Эйнара Мякинена (1-я пехотная дивизия и 21-я пехотная бригада) на Масельгском перешейке между Сегозером и Онежским озером, Олонецкая группа генерал-лейтенанта Пааво Талвела на побережье Онежского озера и на реке Свирь в составе 6-го армейского корпуса генерал-майора Аарне Блика (5-я и 8-я пехотные дивизии, 15-я пехотная бригада), 7-й пехотной дивизии и мобильных частей Онежской бригады береговой обороны. На побережье Ладоги располагалась подчиненная непосредственно финскому верховному командованию Ладожская бригада береговой обороны.[14]

Непосредственно в Свирско-Петрозаводской операции действовали войска 32-й армии (командующий генерал-лейтенант Ф.Д. Гореленко): 27-я, 176-я, 289-я 313-я, 368-я стрелковые дивизии, 33-я отдельная лыжная бригада и 7-й армий (командующий генерал-лейтенант А.Н. Крутиков): 4-й стрелковый корпус (114-я и 272-я стрелковые дивизии), 37-й гвардейский стрелковый корпус (98-я, 99-я и 100-я гвардейские стрелковые дивизии 99-й стрелковый корпус (18-я, 65-я и 310-я стрелковые дивизии), 3-я, 69-я, 70-я морские стрелковые бригады, 30-я и 32-я отдельные лыжные бригады, 152-й и 162-й укрепленные районы.[15]

Svirskij uchastok fronta 1944.jpg
Juzhnoe krylo Karelskogo fronta 1944.jpg

В соответствии с планом 17-20.06.1944, на Свирском участке фронта финские войска отошли на северный берег реки Свирь (рисунок 3). Советские войска начали наступление и преследование финских войск 21.06.1944 форсированием Свири в районе Лодейного Поля и Подпорожья. Таким образом, в Карелии бои приняли менее ожесточенный, аръергардный характер и состояли из стремления финских войск оторваться и уйти на запад, избежав боев с Красной Армией до выхода на заранее определенные позиции (линию «У»: Питкяранта – Леметти – Лоймола), и попыток советских войск догнать противника, перехватить его до реки Уукса и навязать сражения восточнее. Финнам удалось реализовать свой первоначальный замысел и избежать боев там, где они их не планировали. У этого был один положительный результат — вал ожесточенных боев не прокатился по Олонецкой Карелии, что позволило сохранить в относительной целости населенные пункты, в частности и Сямозеро.

Juzhnoe krylo Karelskogo fronta 13.8.1944.jpg

К 23.06.1944 финские войска находились на линии Обжа – Сармяги – Самбатукса – Мегрозеро (15-я пехотная бригада, 5-я и 8-я пехотная дивизия), Ладва – Шокша (7-я пехотная дивизия), Петрозаводск и побережье Онежского озера (Онежская береговая бригада). Пытаясь охватить с глубокого фланга отступающие финские войска, 23.06.1944 советское командование осуществило высадку десанта на берег Ладожского озера в районе Тулоксы.[16] После хаотичных, безуспешных и, главное, бессмысленных (так как отходить финнам он не мешал, а обороняться они планировали гораздо западнее) попыток его ликвидации финские войска продолжили отход на северо-запад и запад. 25.06.1944 финны оставили Олонец, в ночь 27-28.06.1944 Петрозаводск (рисунок 4), 28.06.1944 с боями была взята Кондопога, 30.06.1944 освобождена Пряжа. На масельгском направлении наступление советских войск также началось 21.06.1944. Уже 23.06.1944 был освобожден Медвежьегорск. Финский 2-й армейский корпус начал отход на юго-запад в направлении Суоярви. К 30.06.1944 фронт в Карелии проходил по линии Видлица – Кескозеро – Шотозеро – Шуя – Киндасово – Кутижма – Спасская Губа – Гирвас – Юстозеро – Кумса 2-я – Сегозеро.

На сямозерском направлении в это время происходило следующее. 25.06.1944 из частей Онежской береговой бригады для прикрытия отступления на суоярвском направлении была образована группа полковника Ниило Кесямаа (Niilo Kesämaa) из 3 пехотных батальонов, полка полевой артиллерии и зенитной батареи. Эта группа вела аръергардные бои, прикрывая дорогу на Суоярви. Севернее Сямозера (на рубежах Спасская Губа – Нелгомозеро – Вохтозеро – Равангора – Онгамукса) прикрытие отступающих с масельгского и кондопожского направления финских войск осуществлял 56-й пехотный полк полковника Матти Аарнио (Matti Aarnio), входивший в 1-ю пехотную дивизию. Некоторые части этого полка в том числе прикрывали и перешеек между Шотозером и Сямозером. Со стороны Красной Армии севернее озера Сямозеро наступали 313-я стрелковая дивизия полковника Н.Ф. Цыганкова (Спасская Губа - Вохтозеро - Онгамукса - Чалка) и 368-я стрелковая дивизия полковника В.К. Сопенко (СяпсяЧуйнаволокЛахтаКудамаРуга – Равангора – Чалка) из 32-й армии. От Пряжи через Киндасово на Сямозеро наступала 69-я морская стрелковая бригада полковника Я.Я. Запирича, входившая в состав 7-й армии.[17] [18]

В ночь 02-03.07.1944 финские войска оставили Сямозеро, а днем 03.07.1944 Эссойлу. 05.07.1944 была освобождена деревня Проккойла, 10.07.1944 69-я морская стрелковая бригада заняла деревню Хаутаваара. Территория северо-западнее Сямозера (деревни Руга и Равангора) были освобождены к 08.07.1944.[18] Бои непосредственно в Сямозерье закончились. Свирско-Петрозаводская операция продолжалась еще месяц, до 09.08.1944 (хотя активные бои на линии «У» и районе Толваярви завершились уже 02.08.1944), когда советские войска перешли к обороне и остановились на достигнутых рубежах (рисунок 5) до прекращения боевых действий (04-05.09.1944) и заключения перемирия с Финляндией 19.09.1944.[19] Уже примерно через месяц после освобождения, в начале августа 1944, года в Сямозеро начали возвращаться эвакуированные далеко за Урал, в Омскую область жители. Бабушка автора Валентина Петровна Кусакина (Лебедева) вспоминала, что на грузовых машинах из Петрозаводска их довезли до сямозерского перекрестка. Остаток пути шли пешком, волнуясь от ожидания – сохранился ли дом (Майдозин коти)? К счастью, дом сохранился. Бабушка вспоминала, что в нем было пусто и грязно. Русская печь в доме была частично разобрана, и из нее было сооружено некое подобие лежанки. Для сямозерцев начиналась голодная, трудная, но уже мирная жизнь.


Война за линией фронта или в августе 44-го

Как уже говорилось ранее, боевые действия в Карелии продолжалась, и хотя Сямозеро и Сямозерье были освобождены, и у возвращающихся туда жителей начиналась мирная жизнь, война еще не покинула этих мест окончательно. Речь идет о «тайной войне». И если, тогдашние жители Сямозерья, возможно что-то знали, видели и слышали, то большинство нас, сегодняшних, о ней даже и не подозревают. Речь идет о «тайной войне» или действиях финских разведывательно-диверсионных групп в районе Сямозера летом 1944 года.

К середине июля 1944 года линия фронта переместилась примерно на 80 км западнее Сямозеро, за Суоярви. Территория Сямозерья, находившаяся относительно недалеко от линии фронта, при наличии транзитных коммуникаций (в виде железной и автомобильной дороги Петрозаводск – Суоярви) опять, как и в Зимнюю войну 1939-1940 гг., стала тыловой и коммуникационной зоной сражающейся Красной Армии. В свою очередь, финское командование, имеющее к 1944 году большой опыт использования разведывательно-диверсионных групп, разведывательными операциями в тыловой зоне решало для себя следующие задачи:

  1. получения информации о направлениях и объемах перемещения советских войск, техники и вооружений в тыловой зоне;
  2. проведения диверсий на коммуникациях Красной Армии и ослабление, таким образом, наступательных возможностей советских войск во время боев в районах Ниетярви (10-17.07.1944), Лоймола - Толваярви (15.07.-02.08.1944) и Куолисмаа - Иломантси (24.07-09.08.1944).

В июле-августе 1944 года в Сямозерье действовало, как минимум, 7 финских диверсионно-разведывательных групп из состава 4-го отдельного батальона финских вооруженных сил, подчиненного разведывательному отделу Ставки Верховного командования финских вооруженных сил:[20]

  1. 18.07.-01.08.1944 в районе Чалка - озеро Сямозеро - Кангозеро действовала разведгруппа №70/3 (командир — старший сержант Эйно Хююрюляйнен) c задачей отслеживать движения по дороге Вешкелица – Чалка.
  2. 19-20.07.1944 через район Игнойла - Хюрсюля возвращалась за линию фронта разведгруппа №68/3 (командир — прапорщик Микко Клемети), с конца июня 1944 года действовавшая в районе Шокшы и Ладвы.
  3. 29.07.-07.08.1944 в районе автомобильной дороги Петрозаводск – Суоярви между Вешкелицей и Эссойлой действовала разведгруппа №52/2 (командир — лейтенант Ярл Йоуни) с задачей следить за движением по дороге. Группа была обнаружена и с боем была вынуждена уходить от преследования, потеряв в стычке в районе Вешкелицы 09.08.1944 своего командира. В итоге 11.08.1944 группа прорвалась на финскую сторону фронта.
  4. С 06.08.1944 по 17.08.1944 в районе Сямозера действовали разведывательно-диверсионные группы №73/3 (командир — прапорщик Суло Уйтто) и 63/4 (командир — лейтенант Эско Оллила), задачей которых было отслеживать движение на железной и автомобильной дорогах Петрозаводск-Суоярви и дороге Чалка-Спасская Губа, провести диверсии на железной дороге, взорвать железнодорожный мост западнее станции Новые Пески. 06.08. Группа №73/3 высадилась с гидросамолетов на озеро Сямозеро (примерно в районе РугиКудамы), 07.08.1944 через Равангору и Эльмитозеро группа вышла на дорогу Чалка - Вешкелица и дошла до железной дороги в районе станции Игнойла. 07.08-11.08. группа оперировала в районе станции Застава и деревни Вешкелица. Группа №63/4 высадилась на Шотозеро (в восточной части озера) 07.08.1944. После высадки группа двинулась в северо-западном направлении, обошла Соддер и вышла в район Игнойлы, где 11.08.1944 встретилась с группой №73/3. 12.-13.08.1944 обе группы, объединившись, действовали в районе станции Новые Пески. Однако под угрозой обнаружения вынуждены были отойти для отдыха и приема снабжения с самолетов в район озера Няльмозеро. 16.08.1944 группы вернулись к железной дороге и 17.08.1944 совершили подрыв железнодорожного моста западнее станции Новые Пески. После взрыва группы были обнаружены и стали отходить на север к озеру Сямозеро, где остановилась на отдых, и далее двинулась в район Равангоры. 22.08.1944 группы покинули Равангору и двинулись на север по направлению к дороге Онгамукса – Вохтозеро и далее к Мярандуксе. То есть фактически покинули территорию Сямозерья и двинулись на северо-запад в направлении Иломантси, для пересечения линии фронта. 02.09.1944, с боями уходя от преследования, группы перешли линию фронта на финскую сторону.
  5. 07.08. на Шотозеро гидросамолетом, доставившим разведгруппу №63/4, была подобрана группа №44/2 (командир — капитан Матти Райпала), с 10.07.1944 действовавшая по маршруту: Кясняселькя – Ретчу – Пенсаанйоки – Колатсельга – Палалахта – Ведлозеро – Шотозеро.
  6. 13.08.1944 на озеро Сямозеро в районе между поселком Сяпся и деревней Чуйнаволок на песчаном пляже (теперь популярном у отдыхающих) высадилась разведывательно-диверсионная группа №53/2 (командир — капитан Илмари Хонканен, позднее — лейтенант Антти Порвали) с задачей совершения масштабной диверсии на железнодорожной станции Петрозаводск (важной с точки зрения снабжения советских войск в районе Иломантси по железной дороге Петрозаводск – Суоярви). Однако, в силу ряда причин (крушение самолета со взрывчаткой, болезнь командира группы Хонканена и его эвакуация) первоначальная задача была заменена диверсиями на железной дороге Петрозаводск – Суоярви. 15.08.1944 группа подорвала железнодорожное полотно на перегоне Виллагора – Кутижма, 23.08.1944 был совершены подрывы железнодорожного полотна на перегоне Кутижма – Сяньга и железнодорожного моста через Сяпсю.[21] Правда, тут воспоминания участников расходятся: одни говорят о подрыве моста, другие — о подрыве просто железнодорожного полотна в районе моста. После этого группа начала отход на север по маршруту: река Ним – Малая Суна – озеро Насоновское – озеро Вятчельское. 27.08.1944 группа находилась на берегу Вятчельского озера и, после краткого отдыха, 28.08.1944 начала отход по направлению на северо-запад. 06.09.1944, уже после перемирия, группа пересекла линию фронта в районе Иломантси.[22]

Кроме того, в ряде неопубликованных источников (информация с выставок и лекций) упоминается об одной из разведывательно-диверсионных групп, которая была уничтожена гидросамолетом при эвакуации с озера Сямозеро в августе 1944 года. При этом погиб офицер (командир группы или пилот самолета), а самолет был поврежден и захвачен советскими войсками или сотрудниками контрразведывательных органов. В качестве предположительного места крушения фигурирует пляж в районе местечка Юрики (Юурикку) у мыса Ружниеми. Возможное падение самолета в данном месте отмечается и воспоминаниях сямозерцев, вернувшихся из эвакуации в августе 1944 года. В частности, про самолет автору рассказывал Михаил Петрович Лебедев. Автор продолжит исследование данного вопроса и надеется вернуться к нему в будущем.


Пояснения к военным картам на финском языке:

  • 20 Vuor.A – 20-я горная армия;
  • Aun.R – Олонецкая группа;
  • KaAK – гвардейский стрелковый корпус;
  • Karjalan rintama – Карельский фронт;
  • KevAK – легкий стрелковый корпус;
  • Leningradin rintama – Ленинградский фронт;
  • Merijv.Pr – бригада морской пехоты;
  • Päämaja – Главное командование вооруженных сил Финляндии;
  • PSS-asema – оборонительная линия «Обжа (по-фински Pisi)-Саармяги-Самбатукса»;
  • RajaJPr. – пограничная егерская бригада;
  • Ryhmä «E» – группа «E»;
  • U-asema – оборонительная линия «У»;
  • Vuor.AK – горнострелковый корпус;
  • Ään.Rpr – Онежская береговая бригада.


Ссылки в тексте

  1. [1]
  2. [2]
  3. Железная дорога Петрозаводск-Суоярви изначально строилась для снабжения советских войск 8-й армии в Зимнюю войну, однако была завершена только 15.03.1940, уже после окончания войны. Автомобильная дорога до Суоярви была построена перед Зимней войной (также для снабжения войск) и модернизирована в период 1940-1941 гг. (в основном на участке от Эссойлы до Суоярви).
  4. Чумаков Г.В., Ремизов А.Н. Бригада: история 1-й партизанской бригады Карельского фронта. Петрозаводск, Компания «РИФ», 2007. с.97.
  5. Сейчас Сегежа – город, а по состоянию на июнь 1942 года это был поселок.
  6. Чумаков Г.В., Ремизов А.Н. Бригада: история 1-й партизанской бригады Карельского фронта. Петрозаводск, Компания «РИФ», 2007. с.169.
  7. Suomi Sodassa. Keuruu, Valitut palat, 1983. s.296.
  8. Чумаков Г.В., Ремизов А.Н. Бригада: история 1-й партизанской бригады Карельского фронта. Петрозаводск, Компания «РИФ», 2007. с.245.
  9. Интернет-ресурс «Kotisivu Seija Ahonen» [3]
  10. Porvali M.,Salainen tiedustelija. Jyväskylä, Atena, 2012. s.300, 318.
  11. Porvali M.,Salainen tiedustelija. Jyväskylä, Atena, 2012. s. 313.
  12. Porvali M.,Vakoojakoulu, Jyväskylä. Atena, 2010. s.160.
  13. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1985. с.194-195, с.636.
  14. Raunio A., Kilin J., Jatkosodan torjuntataisteluja 1942-1944. Helsinki, Karttakeskus, 2008. s.220-225.
  15. Интернет-ресурс «Карельский фронт: безвозвратные потери частей и соединений Карельского фронта 1941-1944 гг.» http://front.karelia.ru/site/parts/
  16. Интересно, что за 25 лет до этого, 27.06.1919 г., советское командование осуществило почти там же Видлицкий десант для срыва попыток наступления финнов на Петрозаводск во время Олонецкой экспедиции 1919 года. Правда, в 1919 году Видлицкий десант переломил ход Олонецкой экспедиции в пользу Красной Армии, а Тулоксинский десант не имел такого оперативного результата – на ходе и результатах отступления финских войск он практически никак не отразился.
  17. Raunio A., Kilin J., Jatkosodan torjuntataisteluja 1942-1944. Helsinki, Karttakeskus, 2008. s.238-240.
  18. 18,0 18,1 Интернет-ресурс «JR 56 ja JR 60 Kilta» [4]
  19. Raunio A., Kilin J., Jatkosodan torjuntataisteluja 1942-1944. Helsinki, Karttakeskus, 2008. s.290-291.
  20. Saressalo Lassi, Päämajan kaukopartiot jatkosodassa. Helsinki, WSOY, 2011. s.275-292.
  21. Интернет-ресурс «Hymy» http://www.hymy.fi/sotasankarit/asiasanat/Åke%20Viita-aho
  22. Porvali M., Operaatio Hokki. Päämajan vaiettu kaukopartio. Jyväskylä, Atena, 2011. s.88-174.



Комментарии к статье можно [Контакты