Сямозерье и Зимняя война 1939-1940 гг.
Сямозеро.ру >> Сямозерье \ История Сямозерья \ Война на территории Сямозерья: 1939-1940
Текст Артур Кийски (kiiski@mail.ru)
Довольно трудно оценить роль одной конкретной местности, в данном случае Сямозерья, в такой полномасштабной войне как Советско-финляндская война 1939-1940 годов (Зимняя война). Боевые действия Зимней войны велись на огромной территории от Балтийского до Баренцева моря и события на одном оперативном направлении влияли на ситуацию на других направлениях, поэтому будет неправильно выдирать из контекста событий только то, что относится к Сямозерью. Роль Сямозерья нужно рассматривать в связи с боевыми действиями в целом в Карелии и на суоярвском оперативном направлении. Поэтому в данной статье будет много общих вещей связанных с Зимней войной в Карелии. Сразу следует сказать только одно — если не по фактическому ходу событий, то, во всяком случае, по замыслам сторон Сямозерье находилось далеко не на периферии событий Зимней войны.
Роль Сямозерья для воющих сторон
Территория Сямозерья по своему пограничному положению, которое оно занимало в новейшей истории с 1920 по 1939 год, не могла остаться в стороне от событий Зимней войны. Боевых действий на территории Сямозерья в Зимнюю войну не велось. Единственными (по крайней мере, известными мне) военными столкновениями на территории Сямозерья являются бомбардировки (или скорее попытки бомбардировок) финской авиацией деревни Чалка в декабре 1939 года и деревни Сямозеро зимой 1939-1940 года. Про бомбардировку деревни Сямозеро мне рассказывал брат моей бабушки Михаил Петрович Лебедев[1].
Однако несмотря на незначительность боевых столкновений непосредственно в Сямозерье, для обеспечения боевых действий оно было задействовано в полной мере. Красная Армия использовала Сямозерье как территорию для развертывания войск, как тыловую базу и территорию прохождения тыловых коммуникаций. Финские вооруженные силы рассматривали Сямозерье как территорию для возможного развертывания своих войск (во всяком случае, при военном планировании первой половины 1930-х годов), а также как объект разведывательной деятельности в тылу Красной Армии.
Сямозерье как территория развертывания войск Красной Армии
Перед началом Зимней войны для наступления против Финляндии в полосе от Ладожского озера до озера Сегозеро[2] с советской стороны была развернута 8-я армия под командованием комдива И.Н. Хабарова. К началу войны в составе армии было 6 стрелковых дивизий[3]. Штаб армии находился в городе Петрозаводске. В состав армии входили:
- на направлении Сувилахти (Суоярви) — Иломантси 1-й стрелковый корпус (56-я, 139-я, 155-я стрелковые дивизии)[4] под командованием комбрига Р.И. Панина (штаб в деревне Вохтозеро, тогда Петровского района, сейчас Кондопожского района);
- на питкярантском направлении 56-й стрелковый корпус (18-я, 168-я стрелковые дивизии) под командованием комдива И.Н. Черепанова (штаб, предположительно, в районе деревни Нурмойла);
- в резерве армии между деревнями Эссойла и Крошнозеро находилась 75-я стрелковая дивизия.
В соответствии с оперативным планом 8-й армии, через 10 дней после начала наступления, к 10 декабря 1939, ее части должны были уничтожить финские войска восточнее линии Сортавала-Вяртсиля и достичь рубежа Йоэнсуу (Joensuu) - Тохмаярви (Tohmajarvi) - Сортавала (Sortavala). После чего части 8-й армии должны были выйти в тыл финским войскам, оборонявшимся на карельском перешейке. По замыслу части 1-го стрелкового корпуса и 56-го стрелкового корпуса должны были встретиться в районе озеро Янисъярви (Jänisjarvi) - река Янисйоки (Jänisjoki) и разгромить финские войска в этом районе.
На языке военных документов это звучало следующим образом: «8-я армия — командующий комдив Хабаров, в составе 1-го и 56-го стр. корпусов, 56, 18, 75, 139, 168 и 155-й стр. дивизий, 108-го артполка и 315-го артдивизиона РГК, сосредоточенных в районе Масельга, Видлица, Пряжа, решительным наступлением главными силами на сердобольском направлении[5] разгромить противостоящего противника, имея ближайшей задачей выйти на фронт Корписелькя, Вяртсиля, Сортавала. В дальнейшем, во взаимодействии с 7-й армией, наступать в направлении Миккели, обеспечивая свой правый фланг в направлении Куопио, установив живую связь с 9-й армией»[6] [7].
Что касается тех частей Красной Армии, которые были развернуты непосредственно в Сямозерье перед началом войны, то ими были: 56-я стрелковая дивизия (в районе села Вешкелица и деревни Савилатчу), 139-я стрелковая дивизия (в районе деревни Чалка), 75-я стрелковая дивизия (в районе Эссойла — Крошнозеро). Про 75-ю стрелковую дивизию сохранилось и такое интересное упоминание в документах, относящееся ко времени ее пребывания в районе Сямозера: «1 декабря 1939 г. в 19 часов в караульном помещении комендантского взвода 75-й стрелковой дивизии, расположенном в первом этаже колхозного дома с. Эссойла, красноармейцем Ивановым при заряжении винтовки произведен выстрел в потолок. Пулей, пробившей потолок, ранен в ногу работавший во втором этаже колхозник — сапожник Костромин. Следствие ведет военный прокурор»[8] [9].
Также в непосредственной близости от Сямозерья (в деревне Вохтозеро) находился штаб 1-го стрелкового корпуса. Резюмируя вышесказанное:
- К началу Зимней войны (30 ноября 1939) на территории Сямозерья было развернуто половина сил 8-й армии (3 стрелковых дивизии из 6 имеющихся и 1 управление стрелкового корпуса из 2 имеющихся). Общая численность войск на территории Сямозерья (без учета корпусных и армейских частей) составляла примерно 44 тысячи человек. На территории Сямозерья было сосредоточено также примерно около 280 орудий и 60 танков (также без учета корпусных и армейских частей). Таким образом, исходя из количества сосредоточенных в Сямозерье войск, данное оперативное направление представлялось для советского командования (штаба Ленинградского военного округа) достаточно важным. Для примера, на Карельском перешейке, считавшемся направлением главного удара было сосредоточено 9 стрелковых дивизий и 5 танковых бригад на двух оперативных направлениях (то есть по 4,5 дивизии и 2,5 танковые бригады на направление). Так что войск в Сямозерье было не мало даже по сравнению с Карельским перешейком.
- Войска 8-й армии сосредотачивающиеся на питкярантском направлении, суоярвском (Сямозерье) и толвоярвском направлении сосредотачивались для решения важной задачи — взять финские войска в Северном Приладожье в «клещи» восточнее линии озеро Янисъярви — река Янисъоки и уничтожить их. После этого левым крылом взять Сортавалу, а правым Йоэнсуу. А затем левым крылом выходить в тыл финским войскам, обороняющимся на Карельском перешейке, содействуя 7-й армии в их уничтожении. Таким образом, питкярантское и суоярвское направление (на котором предстояло действовать развернутым в Сямозерье войскам Красной Армии) становились ключевыми при реализации целей, поставленных 8-й армии и даже 7-й армии. Ключевым условием успешности реализации цели 8-й армии был успех как на питкярантском, так и на суоярвском направлениях.
Соответственно, роль Сямозерья перед началом Зимней войны в качестве территории развертывания войск Красной Армии также значительна. Оно являлось территорией базирования войск одного из основных оперативных направлений 8-й армии, от успеха действий на котором, зависел и успех 8-й армии в целом и даже успех 7-й армии, действующей на главном направлении — на Карельском перешейке.
Фактический ход боевых операций Красной Армии в Зимней войне в целом и в Карелии[10], развивался далеко от задуманного и не позволил реализовать довоенные планы. Поэтому уже в ходе Зимней войны советским командованием стали приниматься меры, направленные на достижение перелома в боевых действиях в Карелии — смена командования, направление дополнительных сил и реорганизация управления войсками. Комдива Хабарова на должности командующего 8-й Армией 13 декабря 1939 сменил командарм 2-го ранга Г.М. Штерн. На суоярвское направление были дополнительно переброшены 87-я, 164-я стрелковые дивизии, 128-я моторизованная дивизия, 24-я мотокавалерийская дивизия и управление 14-го стрелкового корпуса. Произошла также и реорганизация структуры управления войсками севернее Ладожского озера: с 12.02.1940 из 8-й Армии была выделена 15-я Армия, действовавшая на питкярантском направлении. За 8-й Армией остались суоярвское и толвоярвские направления. Штаб 8-й армии передислоцировался в Суоярви. Надо предполагать, что переброска этих дополнительных соединений и командных инстанций также осуществлялось через территорию Сямозерья.
Михаил Петрович Лебедев вспоминал, что во время Зимней войны деревня была полна военными. "Днем приходили, а ночью уходили".
Сямозерье как тыл и коммуникации Красной Армии
Что касается использования территории Сямозерья как тыла действующих войск и территории прохождения коммуникаций для обеспечения этих войск, то здесь Красной Армии пришлось столкнуться с трудностями, обусловленными, на мой взгляд, прежде всего субъективными причинами:
- По бедности и состоянию дорожной сети Сямозерье как, по сути, и вся территория Карелия не могла обеспечить нормальное развертывание и обеспечение тех фактических масс войск, которые были там сосредоточены. Данный фактор необходимо было учесть при планировании операций. Во всяком случае, незнание театра военных действий — это ошибка планирующих инстанций (штаба Ленинградского военного округа и Генерального штаба РККА);
- Планирующими инстанциями были допущены ошибки при планировании мест дислокации, маршрутов продвижения частей и оснащения материальной базой как боевых частей, так и частей обеспечения;
- Элементарная неподготовленность и неорганизованность штаба 8-й армии при организации тыла, осуществлении транспортировок и перемещений.
Приведем несколько документов эпохи, подтверждающих это. Доклад штаба 8-й армии начальнику Генерального штаба выводов из опыта боевых действий армии в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г[7]. Говорит следующее: «Крайняя ограниченность дорожной сети (на дивизию приходилась лишь одна дорога), ее полная неподготовленность для массового передвижения войск и осенняя распутица представляли большие трудности для сосредотачивающихся к госгранице войск. Части с огромным перенапряжением продвигались вперед по мере улучшения и постройки существовавших дорог. На отдельных участках приходилось делать сплошной настил из бревен, что вызывало остановку движения. Так неоднократно останавливалась 139 сд, у которой из 9 батальонов 7 батальонов работали на дорогах; участок от Вохтозера до Онга-Мукса был совершенно непроходим, и 139 сд пришлось здесь остановить движение на 5 суток, делая сплошной бревенчатый настил на большей половине участка.
Отсутствие регулирования движения при однопутной дороге и отсутствие достаточных навыков движения по таким дорогам вызывали частые пробки.
Из-за недостаточной продуманности штармом [штабом армии] дислокации частей при развертывании 609 сп 139 сд [609-й стрелковый полк 139-й стрелковой дивизии] двигался отдельной дорогой в район Сямозеро, откуда 40 км по абсолютному бездорожью рокировался на север, в район развертывания 139 сд, тогда как 213 сп 56 сд [213-й стрелковый полк 56-й стрелковой дивизии] из района развертывания 139 сд передвинулся в район Сямозеро. Управление колоннами на марше осуществлялось слабо. Дисциплина марша в силу большой загруженности дорог, а в дальнейшем большой утомленности войск, была низкой. Спланированные расчеты маршей не выдерживались…
За время марша люди не имели нормального отдыха. Лишь в начале марша некоторые дивизии располагались по квартирам, но по мере приближения к госгранице населенных пунктов становилось меньше, и в них располагались только штабы, штабные и санитарные части, а остальные вынуждены были располагаться в лесу, в наспех построенных шалашах, у костров и зачастую под дождем и мокрым снегом…
Выводы:
- В дорожном отношении театр военных действий почти вовсе не был подготовлен, вследствие чего сосредотачивающиеся в районы развертывания войска испытывали огромные трудности. В результате к началу боев части пришли физически ослабленными, измотанными, со значительно испорченной обувью, прожженным обмундированием, изношенной матчастью и худоконностью.
- Ограниченность дорог на театре военных действий не позволяла строить бюоевые порядки дивизий расчленено по нескольким дорогам…
- Отсутствие баз продфуража, выброшенных по пути сосредоточения войск в районы развертывания, да еще при скверных дорогах, приводило к частым перебоям даже в текущем снабжении войск.
… Недостаточная обеспеченность войск боеприпасами и продфуражом к моменту окончания развертывания объяснялась отсутствием заблаговременной, еще в мирное время, выброски баз на путях сосредоточения войск, не были организованы грунтовые участки, ст. снабжения и т.д. Фактически тыл армии был совершенно не организован».
То есть еще до момента выхода к государственной границе и столкновения с противником войска Красной Армии (18-я, 56-я, 75-я, 139-я, 155-я стрелковая дивизия) оказывались физически измотанными, голодными, оборванными, с недостатком фуража и продуктов, боеприпасов и подорванным транспортом и материальной частью.
И другой документ, Докладная записка Заместителя начальника Особого отдела ГУГБ НКВД СССР — Начальнику Особого отдела ГУГБ НКВД СССР В.М. Бочкову «О просчетах командования 8-й армии» от 14.12.1939[11] [9]: «… Из Ленинграда через Петрозаводск начальником инженерной службы армии Шурыгиным был направлен в район боевых действий понтонный мостовой батальон. Трактора с прицепами, перевозившими имущество батальона, забили дорогу от Вешкелиц до передовых частей. Потребовалось трое суток для расчистки пути, а имущество батальона, совершенно не нужное зимой, свалили в дер. Сувилатчи [Савилатчу] на зимовку». На отсутствие коммуникаций в районе Сямозерья, таким образом, накладывалась элементарная некомпетентность соответствующих командных инстанций, что только осложняло положение действующих войск.
Для транспортного обеспечения снабжения советских войск на суоярвском направлении для обслуживания автомобильной дороги Петрозаводск — Эссойла[12] был сосредоточен 13-й дорожно-эксплуатационный полк (с автомобильным батальоном). Однако возвращаясь к процитированному выше документу, читаем: «ДЭПы до сих пор укомплектованы всего лишь на 50 %. Средств связи не имеют, без которых направление транспорта происходит вслепую. О застревании транспорта в пути узнают тогда, когда порожняк возвращается обратно. Вся эта неразбериха создает на дорогах пробки, тормозится движение. Продовольствие, фураж, боеприпасы и другие виды довольствия запаздывают, своевременно в части не попадают. Создание автобатов [автомобильных батальонов] производилось безответственно. Для 470-го автобата прибыли автомашины, приписанные из народного хозяйства. Отгрузка была произведена без технического осмотра, и в большинстве автомашины оказались для эксплуатации непригодными. 307-й, 420-й, 314-й и 15-й автобаты, прошедшие из Ленинграда до Петрозаводска своим ходом, прибыли на место малопригодными к дальнейшей эксплуатации»[13] [9]. Таким образом, полноценное использование даже имеющихся скудных коммуникаций не было обеспечено транспортом.
Уже в ходе боевых действий выяснилось, что для снабжения такой большой группировки войск одной грунтовых автомобильных дорог Петрозаводск — Вешкелица — Чалка (которая не имела соединений с финской дорожной сетью) и Спасская Губа — Вохтозеро — Чалка (про состояние этой дороги мы уже читали в докладе штаба 8-й армии[7]) будет недостаточно. Поэтому в декабре 1939 года было принято решение о строительстве железной дороги Петрозаводск-Суоярви (тем более, что она была бы необходима для дальнейшего наступления Красной Армии вглубь Финляндии, так как в Суоярви уже существовала железная дорога с финской стороны). Правда, завершить строительство железной дороги удалось уже после окончания Зимней войны 15 марта 1940 года.
На основе вышеприведенной информации, можно сделать о том, что роль Сямозерья перед началом Зимней войны в качестве территории развертывания войск Красной Армии была значительна ввиду важности суоярвского направления, на котором предстояло действовать этим войскам. Однако, с точки зрения насыщенности и состояния дорожной сети ни Сямозерье, ни вся приграничная Карелия не соответствовали поставленным перед 8-й армией задачам (с точки зрения возможности коммуникационного и транспортного обеспечения такого количества войск).
Что касается конкретных примеров расположения тыловых объектов Красной Армии в Сямозерье,то по воспоминаниям Михаила Петровича Лебедева в Сямозерской школе (Майдозин коди), здание которой сохранилось и сейчас, во время Зимней войны находился военный госпиталь.
Сямозерье как территория развертывания вооруженных сил Финляндии
Как ни парадоксально это сейчас звучит, но, в свою очередь, финское командование также планировало использовать территорию Сямозерья для наступательного развертывания своих войск для наступления. Речь идет о подготовленном Генеральным штабом вооруженных сил Финляндии в 1934 году плане VK 1/1934. В этом плане в качестве меры против возможного наступления Красной Армии севернее Ладожского озера на Суоярви и Питкяранту предполагалось упреждающее наступление финских войск на территорию Карельской АССР. При разработке этого плана финский Генштаб исходил из того, что сведения о мобилизации в СССР и подготовке нападения на Финляндию будут получены заранее и, соответственно, инициатива будет на стороне финских войск. В качестве первой цели наступления по этому плану был рубеж Сямозеро — Ведлозеро — Видлица. В дальнейшем с данного рубежа предполагалось наступление на Петрозаводск или Олонец. Правда, от этого плана ввиду его очевидной фантастичности и невозможности обеспечить сосредоточение войск в сроки, необходимые для его реализации отказались еще в 1937 году. В Зимнюю войну финские войска, находившиеся севернее Ладожского озера (4-й армейский корпус, под командованием генерал-майора Юхо Хейсканена, а с 04.12.1939 генерал-майора Йохана Хэгглунда) вошли с более реалистичным планом обороны на рубеже: река Ууксу — река Мустайоки — Халлинлампи — Котаярви — Варпаярви — Полвиярви — Саариярви — Питсойнъярви — Салонярви[14].
Сямозерье как объект интересов финской разведки
Ну и наконец, Сямозерье как территория развертывания советских войск и как база для их тылов и территория прохождения коммуникаций стало объектом интереса финской военной разведки (а конкретно ее Сортавальского подотдела). Так в январе-феврале 1940 года финская разведывательная группа, состоящая из пограничников участков Хюрсюля и Игнойла (под командованием младшего сержанта Олли Хямяляйнена), была направлена в район Игнойла и Хаутаваара для наблюдения за перемещениями советских войск, военных грузов и ходом строительства железнодорожной линии Петрозаводск-Суоярви[15].
Ссылки в тексте
- ↑ По словам Михаила Петровича Лебедева зимой 1939-1940 годов (конкретный месяц он не назвал) финский самолет сбросил серию бомб на деревню. По его словам первая бомба упала в озеро напротив дома Макаровых (Херойн коди, дом Макарова Герасима), еще несколько бомб взорвались на берегу, последняя бомба взорвалась на берегу у дома Чикиной Марии Ивановны (Колу Мотян коди).
- ↑ Более корректно будет до линии Государственная граница — станция Масельгская.
- ↑ Иногда в источниках встречается упоминание про 6 стрелковых дивизий и 1 танковую бригаду, но это не совсем верно. 34-я легкотанковая бригада прибыла в распоряжение 8-й армии уже после начала войны к 8.12.1939. и 11.12.1939 вошла в состав 56-го стрелкового корпуса. Позднее 34-я легкотанковая бригада будет окружена и разгромлена в Леметти вместе с 18-й стрелковой дивизией.
- ↑ Сведения по воинским частям, участвовавшим в сражениях Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. на сайте kannas.nm.ru
- ↑ Сердоболь — русское название города Сортавала до 1918 года
- ↑ Оперативная директива народного комиссара обороны командующему войсками Ленинградского военного округа на проведение наступательной операции на северо-западном направлении № 0205/оп, ноябрь 1939 г.на сайте aroundspb.ru
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Тайны и уроки зимней войны. 1939-1940. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2000., с. 77.
- ↑ Докладная записка о выявленных недочетах в частях 8-й армии по состоянию на 2 декабря 1939 г. www.forum.aroundspb.ru
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Зимняя война. Исследования, документы, комментарии. М.: «Академкнига», 2009.
- ↑ Описание, анализ боевых действий в Зимней войне, соотношение сил и потери сторон не являются целью данной статьи. Поэтому отсылаю всех интересующихся к сайту Зимняя война. Безвозвратные потери Красной армии в период Советско-финляндской войны (1939-1940), сайту Окрестности Петербурга или книге Raunio, Ari, Kilin, Juri Talvisodan taisteluja. Helsinki, Karttakeskus, 2007.
- ↑ www.forum.aroundspb.ru
- ↑ Имеется ввиду участок дороги до тылового района 8-й армии. Дальше находились корпусные и дивизионные тылы, которые обслуживались соответственно корпусным и дивизионным автотранспортом. Фактически же грунтовая дорога продолжалась от Эссойлы до Вешкелицы и даже дальше от Вешкелиц до Чалки.
- ↑ www.forum.aroundspb.ru
- ↑ Juutilainen Antti, Mottien maa. IV Armejakunnan sotatoimet talvisodassa, WSOY, Helsinki, 2009. s. 31-34, 61-64.
- ↑ Elfvengren, Eero, Kosonen, Matti, Laidinen, Einar Vihollisen selustassa. Päämajan tiedustelu Neuvosto-Karjalassa 1939-1944 Helsinki, Otava, 2010. s.53-54.