Материал из Сямозеро.ру

Праздники в деревнях Сямозерской волости

Сямозеро.ру >>  Сямозерье |  Научные публикации о Сямозерье  \  Мифология и обрядность сямозерских карел

Часть статьи Алексея Конкки Материалы по календарной мифологии и календарной обрядности сямозерских карел. Ссылки на остальные части можно найти в разделе Научные публикации о Сямозерье.


Siäm’arvi, cело Сямозеро, погост, центр волости. Части села: Kirikoinn’okko, Pogostann’okko, Pogosta, Погост – Emänpäivy, Uspenja (Успение) 15.8/28.8, Vieristy (Крещение) 6.1/19.1; церковь. Diekkal, Диеккали (часть деревни в середине губы) – своего праздника не было. Tyvi, Tyven n’okko, Тюви (конец губы) – Sroitshan päivy (Троица), часовня.

Ahpoila, Ахпойла – Mihailan päivy (Михаила Архангела, Михайлов день) 8.11/20.11; Duuhon päivy (Духов день, второй день Троицы); часовня

Jessoilu, Эссойла – Izossima (Зосима), Oinaspyhäpäivy, первое воскресенье после Ильина дня (Баранье воскресеньe), Параскевы Пятницы 26.7/8.8; церковь, часовня Богородицы (KKS, ks. oinaspyhäpäivä)

Kärgälä, Кяргеля – Sviizoi (Воздвиженье) 14.9/27.9; часовня

Kibroila, Кибройла – Suurproazniekka (Рождества Богородицы) 8.9/21.9

Korza, Корза – Kuzmo (Кузьмы и Демьяна, Кузьминки) 1.11/14.11, Sretenja (Сретенье) 2.2/15.2, Maidopyhälasku (Масленица); часовня Кузьмы и Демьяна

Kurmoila, Курмойла – Blagoveshsenja (Благовещенье) 25.3/7.4

Lahti, Лахта – Kezä-Pedru (Петров день, Петр летний) 29.6/12.7, Talvi-Pedru (Петр зимний) 16.1/29.1; две церкви (летняя и зимняя)

Ol’okku, Алекка – Spuassu (Второй Спас, Спасов день) 6.8/19.8; часовня

Ongamus, Онгамукcа (относилась к Лахте) – Iivanan päivy (Иванов день) 25.6/7.7

Prokkoila, Проккойла – Valassin päivy (Власий), первый день летнего («сенокосного») мясоеда; часовня

Rubtšoila, Рубчейла – Iivanan päivy (Иванов день) 25.6/7.7

Salmenniska, Салменицы - Il’l’ä (Ильин день) 20.7/2.8; часовня Ильи

Salmi, Нижняя Салма – Voznesenja (Вознесенье), Rastava (Рождество, видимо второй или третий день Рождества)

Shapniemi, Шапнаволок, Сяпся – Oinaspäivy, Lambahien pruazniekku (День барана, ср. Баранье воскресенье), проводился по разным сведениям: в первое воскресенье августа (МА, Костилов), в конце августа (МА, Кузнецов), в следующее воскресенье после Успения (Попов), Valassin päivy, Talvi-Valassi (Власий зимний) 11.2/24.2, Valassin päivy, Kezä-Valassi (Власий летний), в первое Воскресенье после Петрова дня; часовня

Tšuiniemi (Tšuuniemi), Чуйнаволок – Keväd-Miikkula (Никола вешний) 9.5/22.5, Talvi-Miikkula (Никола зимний) 6.12/19.12, Il’l’ä (Ильин день) 20.7/2.8; часовня Николы и часовня Ильи

Tšuuralahti, Чуралахта – Puametti (Александра Свирского и Александра Невского) 30.8/12.9

Uhmoilu, Угмойла – Савватий (весна) и Сборное воскресенье

Ul’aleh, Улялега - Spuassu (Второй Спас, Спасов день) 6.8/19.8; церковь

Kiviniemi, Каменнаволок – Miikkula (Никола вешний?)

Veskelys, Вешкелица – Pokrova (Покров) 1.10/14.10 (проводилась Покровская ярмарка)

Ängenlahti, Aнгенлахта – Keväd-Jyrgi (Егорий вешний) 23.4/6.5; часовня Егория


(Источники: МА 1984; Иванова-Миронова, записи 1999 и 2001 гг.; SKS, E 141, Popoff Jefim; KKS; Макаров-Рягоев 1969, запись Сурхаско от Никифоровой).


Список рассказчиков и собирателей.



<comments />Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте: