Материал из Сямозеро.ру

Ефим Попов: В ночь на Иванов день

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  Мастерская  \  Рассказы Ефима Попова  \  В ночь на Иванов день


События рассказа относятся примерно к 1902 — 1904 гг.

В ночь на Иванов день

Когда происходили эти события, я был еще мальчиком, но помню все, как будто это было вчера.

Однажды в канун Иванова дня мы втроем — отец [1] , я и сестра — были на покосе в Суарисуол. Мы с сестрой были еще малы, но все же ходили на покосы, хотя и не каждый день.

В тот день мы работали до ужина, а потом сестра сказала мне: «Спроси у отца, может, он отпустит нас домой, мы бы пошли на праздник в Иванову ночь».

Я спросил у отца: «Папа, уже пойдем домой, или что?»

«Вы идите, а я останусь, не хочется ходить туда и обратно,» — ответил отец.

А мы этого и ждали! Доделали дела и отправились в сторону дома. По дороге домой мне казалось, что мы не шли, а летели как птицы. Уже дошли до деревни, когда сапог начал тереть мне ногу. Я сел на камень, снял сапог, вытряхнул из него мусор. За это время сестра ушла вперед. Вдруг я услышал голоса. Забыв про сапог, я стал прислушиваться.

Услышал разговор девушек. Они рассуждали, на чье поле надо пойти плести венки из ржи. В ночь на Иванов день девушки гадали: плели ржаные венки, чтобы увидеть во сне будущего мужа.

J1999312 1317581404th.jpg

«Нет у нас в деревне такого поля, потому что нет дома, где нет девушек»,  — сказал чей-то голос.

Второй сразу же ответил: «Как нет? Кузьмино поле, у них нет девушек».

«Как же нет? — спросил третий. — А Даша [2], божья невеста?»

«Мне не нравится, что она никуда не ходит»,  — сказал кто-то.

«Она никуда не ходит, да в девках не останется. Я слыхала, что ее сватал Гуйкку [3] из Шапнаволока. Она, наверное, выйдет замуж», — последовал ответ.

«У нас в деревне нет старых дев», — сказала Педрин Оути [4].

«Кроме Онтонан Маши [5], да и она собиралась замуж, но наверное не выйдет, потому что хромая», — добавила Тимоен Маша.

«У Титовых нет девушек, только маленький мальчик, поэтому на их поле можно пойти», — воскликнула Маркин Маша [6].

«Ты пойдешь, наверное», — Филатан Оути [7] толкнула в бок Педрин Оути.

«Не пойду. Далеко идти, — глядя на свой бок, ответила Педрин Оути. — Смотрите, мы разговариваем, а там, на камне у дороги, кто-то сидит да слушает».

«Ну, там всего лишь маленький мальчик, он ничего не сделает», — засмеялась Чиучойн Настой [8].

К вечеру парни и девушки собрались перед амбаром. Да и мы, мальчишки, не отставали от старших. Тоже пришли хотя бы к забору у амбара, толкались и прыгали. Позже подошли парни и девушки из других деревень: Алекки, Кяргялы, Ахпойлы, Кракули.

Кракулин Федя [9] — вот хороший был парень! Другим, может, и не так были рады, да они об этом не знали. Федя сел на маленькую лестницу и начал играть, а другие парни пошли к большой лестнице приглашать девушек танцевать.

Федя играл, его голова двигалась в такт музыке, а ноги отплясывали. Мы перестали прыгать и смотрели на него. Нас это веселило, да и было на что посмотреть!

Когда начались танцы, мы, младшие, пошли на Холодный Ручей разжигать Ивановский костер. Собрали хворост, развели огонь. Но костер получился слабый, а нам хотелось разжечь большой костер, до неба, чтобы в других деревнях его видели.

И тут мы вспомнили, что в Юурикку, около Кукойн поля Кукойн Лариван [10] собрал сухие ветки можжевельника и сложил в кучи. И мы побежали за ними. Когда мы принесли этот хороший сухой можжевельник, костер поднялся в небо, и мы увидели, что парни и девушки направились в сторону Холодного Ручья. Все собрались вокруг костра, свободного места не было.

Девушкам хотелось прыгать через костер, но никто не осмеливался, боялись обгореть, потому что костер полыхал. А мы только подкидывали можжевельник, чтобы он горел еще сильнее.

Собрались девушки прыгать, но никто не начинал, все боялись, что подолы юбок загорятся от огня. Только Олексиен Натти [11] не боялась, перед прыжком она разбежалась, да, подбегая к костру, еще крикнула: «Вот перелечу через костер, и тогда все парни перелетят за мной!» Да как прыгнула, да прямо на Онеккиен Матрену, которая стояла за костром. Ничего не видя, Натти прилетела прямо Матрене на шею.

А потом одна за другой девушки стали прыгать через костер. Сначала самые смелые, а за ними и остальные. Только Лаурин Анни [12] не решалась прыгнуть. Другие стали ее подбадривать. Хоть и не хотела она, но раз остальные уговаривали, пришлось прыгать.

Она разбежалась, а перед прыжком получилось плохо. Угодила на камень у ног Кукойн Окушши [13], он перевернулся, нога Анни соскользнула, и она влетела в огонь. Да хорошо еще, что не обгорела, только слегка обожглась. К ней быстро подскочил Пезян Макой. Он подошел к огню разжечь цигарку, а тут как раз Анни влетела в костер. Никто не успел даже пошевелиться, как Макой выхватил ее из огня. Спасенная Анни, не взглянув на Гавройн Олексия, пошла домой.

К этому времени уже начало рассветать, занялась заря, и все отправились по домам. А я, зная, что девушки пойдут на Тиитан поле плести венки из ржи, хотел посмотреть. Рассказал Иллян Шане [14], и мы с ним пошли туда.

Подошли к ограде на Тювелице, зашли на Иллян поле и увидели двух человек, одного в одежде, а другого раздетого. Одетый перекрестился и начал лить воду на второго, а тот стоял лицом к рассвету.

Мы стояли и смотрели на это чудо.

Девушки не успели даже облиться, как вдруг с другой стороны примчался Михиен Вася [15] из Олекки. Им некогда было одеваться, мы услышали только их крик: «Исчезни, Вася!» Потом они схватили одежду и вприпрыжку помчались в нашу сторону.

Пронеслись мимо как угорелые, не замечая ничего. Тут мы их узнали. Та, которая обливала другую, была Оллишна, а вторая — Педрин Оути.

Девушки влетели в Педрин загон для скота, да не через дверь, а сквозь забор. Забор уронили. Но не подняли, и вообще ни на что не смотрели, умчались дальше.

Через сваленный забор начали выходить овцы. Мы с Шаней смотрели на разбредавшихся овец и думали, что, во-первых, они перетопчут рожь, во вторых, наедятся ржи и поумирают. Загнали овец обратно, подняли забор и пошли домой.

 Е.С.Попов,  

Пояснения к тексту:

[1]   Попов Степан Акимович (1850 — 1925)

[2]   Елкина Дарья Прокопьевна (р.1878)

[3]   Гуйкин Иван Фотиевич (р. 1855)

[4]   Белокурова Евдокия Васильевна (1883 — 1941/45)

[5]   Лебедева Мария Антоновна (р. 1874)

[6]   Палкина Мария Ивановна (1887 — 1948/50)

[7]   Палкина Евдокия Федоровна (1885 — 1905)

[8]   Фомина Анастасия Петровна (1883 — 1949)

[9]   Кракулев Федор Васильевич (1875 — после 1930)

[10]   Петухов Ларион Ермолаевич (1861 — 1935/40)

[11]   Попова Наталья Алексеевна (1881 — 1947/56)

[12]   Иконникова Анна Лаврентьевна (р. 1882)

[13]   Петухова Акилина Ларионовна (р. 1888)

[14]   Попов Александр Адрианович (1895 — 1937)

[15]   Волков Василий Михеевич (1874 — 1937)


Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:

Kazuki в 01:06, 11 мая 2012 (EEST)

That's the thinking of a creitave mind

Белованова Зинаида в 00:03, 9 апреля 2012 (EEST)

Чудесная история, которая могла бы стать и сюжетом для фильма. Не очень то у нас много фильмов о жителях Карелии и жизни в деревнях. А ведь это целый МИР. А имена просто волшебные, как из книг фэнтези. Спасибо за память.

Судавная Ольга в 15:04, 28 марта 2012 (EEST)

Такие интерсные имена.....и рассказ тоже..

Галина Красикова в 20:23, 27 марта 2012 (EEST)

Крупицы прошлого, ушедшей сямозерской жизни. Спасибо!