Материал из Сямозеро.ру
Строка 4: Строка 4:
 
[[image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|780px|thumb|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы.  [[Фото галерея Сямозеро|Фотогалерея Сямозеро]].]]
 
[[image:panorama_Syam_s_Tjuve.jpg|780px|thumb|center|Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы.  [[Фото галерея Сямозеро|Фотогалерея Сямозеро]].]]
  
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».  
+
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
 +
[[Файл:DSCN0480.jpg|200px|thumb|left|Сямозеро, 2009. © Валентина Лутто]]
 +
[[Файл:Sjamozero_1940.jpg|200px|thumb|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]] 
 +
[[Файл:IMG_5114.JPG|200px|thumb|left|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]]
 +
[[Файл:2001C0803-005.jpg|200px|thumb|left|Старое кладбище. © Валентина Лутто]]
 +
[[Файл:1942C9999-004.jpg|200px|thumb|right|Сямозерская улица, 1942. © Валентина Лутто]] 
  
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились. [[Файл:Sjamozero_1940.jpg|200px|thumb|right|Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто]][[Файл:DSCN0480.jpg|200px|thumb|left|Сямозеро, 2009. © Валентина Лутто]] [[Файл:1942C9999-004.jpg|200px|thumb|right|Сямозерская улица, 1942. © Валентина Лутто]]
+
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.
  
 
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере  в целом,  то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34,  а количество людей примерно до 220 человек.
 
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере  в целом,  то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34,  а количество людей примерно до 220 человек.
Строка 14: Строка 19:
  
 
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.  
 
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.  
[[Файл:IMG_5114.JPG|200px|thumb|left|Тювелица, 2005. © Валентина Лутто]] [[Файл:2001C0803-005.jpg|200px|thumb|left|Старое кладбище. © Валентина Лутто]]
 
  
 
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
 
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
Строка 22: Строка 26:
 
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.   
 
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.   
 
[[Файл:IMG_0554_a.jpg|300px|thumb|right| Погост. 2009. © Валентина Лутто]]
 
[[Файл:IMG_0554_a.jpg|300px|thumb|right| Погост. 2009. © Валентина Лутто]]
 +
[[Файл:141009_003.jpg|200px|thumb|left|Строящаяся часовня. © Ольга Судавная]]
  
 
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна [[Колокол|легенда]].
 
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна [[Колокол|легенда]].
Строка 28: Строка 33:
  
 
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Белокуровы|Белокуровы]], [[Другие сямозерские фамилии|Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костины, Костиловы]], [[Лебедевы|Лебедевы]], [[Другие сямозерские фамилии|Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы, Поповы, Пряжинские, Слоевы]], [[Другие сямозерские фамилии|Тестовы, Титовы, Фомины]]. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и Стойкины.  
 
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: [[Белокуровы|Белокуровы]], [[Другие сямозерские фамилии|Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костины, Костиловы]], [[Лебедевы|Лебедевы]], [[Другие сямозерские фамилии|Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы, Поповы, Пряжинские, Слоевы]], [[Другие сямозерские фамилии|Тестовы, Титовы, Фомины]]. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и Стойкины.  
[[Файл:141009_003.jpg|200px|thumb|right|Строящаяся часовня. © Ольга Судавная]]
 
  
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые поселились здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.  
+
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза [[Молошкины]] и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.  
  
 
И строятся новые дома, возводится часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
 
И строятся новые дома, возводится часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.

Версия 19:18, 22 июня 2010

Деревня Сямозеро

Сямозеро.ру >>  Сямозеро |  Сямозерье  \  Деревня Сямозеро

Панорама деревни Сямозеро и берега озера с Тювелицы.  Фотогалерея Сямозеро.

Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».

Сямозеро, 2009. © Валентина Лутто
Файл:Sjamozero 1940.jpg
Деревня Сямозеро, 1940. © Валентина Лутто
Тювелица, 2005. © Валентина Лутто
Старое кладбище. © Валентина Лутто
Сямозерская улица, 1942. © Валентина Лутто

Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.

Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины).

Домов до 1941 года в деревне было больше 50. Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями - Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна - Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.

Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.

Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.

Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в  Кяргялу, расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.

Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.

Погост. 2009. © Валентина Лутто
Строящаяся часовня. © Ольга Судавная

На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна легенда.

А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.

В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом. Но многие из этих людей, как и сямозерские старожилы — потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода: Белокуровы, Евсеевы, Елкины, Иконниковы, Костины, Костиловы, Лебедевы, Макаровы, Осиповы, Палкины, Пезяевы, Петуховы, Поповы, Пряжинские, Слоевы, Тестовы, Титовы, Фомины. В 19 веке в Сямозере поселились Смольковы и Стойкины.

Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза Молошкины и их дети. Есть и такие, которые здесь совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным.

И строятся новые дома, возводится часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.


Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.



Далее