Деревня Сямозеро
Сямозеро.ру >> Сямозеро | Сямозерье \ Деревня Сямозеро
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.
Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины).
Домов до 1941 года в деревне было больше 50. Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями - Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна - Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой.
Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в Кяргялу, расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна легенда.
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас немного. Но многие из дачников, навещающих Сямозеро летом— потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода.
Белокуровы. Два дома Белокуровых стояли на Тювелице напротив друг друга. Их оба называли Педрин — по имени Петра Трифоновича Белокурова (1772 — 1852). Первый из них, более старый, отличался от других домов в деревне. Он был значительно шире, на второй этаж вела не одна лестница, как обычно, а две, с разных сторон. Дом сгорел в 1942 году. Второй дом стоит и сейчас. Он интересен тем, что избежал переделок и сохранился почти без изменений. Фамилия Белокуров тоже началась от Петра Трифоновича. Происхождение фамилии неизвестно, наверное члены семьи были светловолосыми.
Евсеевы. Дом Евсеевых (Фадин) до сих пор стоит на погосте. Откуда взялось название — неизвестно. Фамилия берет начало от имени Евсея Семеновича (1809 — 1832).
Елкины. Дом Елкиных был на Диеккал. Он назывался Юакойн, по имени хозяина — Якова Прокопьевича Елкина (1876 — 1941/45). Происхождение фамилии неизвестно. Она появляется впервые у детей сямозерского крестьянина Прокопия Кузьмича (1827 — 1893).
Иконниковы. Два дома Иконниковых и сегодня стоят на Погосте. Один из них носил имя Лаурин — по имени владельца, крестьянина Лаврентия Ерофеевича Иконникова (1841 — 1899), другой назывался Дешин — от имени Ефим, но такого имени в роду Иконниковых не встречается, поэтому происхождение названия остается неясным. Фамилия появилась в употреблении в середине 19 века, происхождение неизвестно.
Костины, Костиловы. Дом Костиных был на Погосте, дом Костиловых (Костилован) — на Тювелице. Изначально фамилия была — Константинов. Основатель ее — Константин Андреевич (1732 — после 1782), сямозерский крестьянин. Внуки его были уже Костины, а правнуки по одной линии стали Костиловыми.
Лебедевы. В настоящее время в деревне сохранилось три дома Лебедевых на Тювелице. Два из них раньше называли Майдойзин. Происхождение названия неизвестно. В одном из них, двухэтажном, долгие годы была школа. В настоящее время оба принадлежат потомкам рода. Третий дом — Онтонан, по имени Лебедева Антона Моисеевича (1837 — 1885). Фамилия Лебедев начала упоминаться в церковных книгах с 1861 года. Происхождение фамилии также пока неизвестно.
Макаровы. Два дома Макаровых : Трошин — стоит на Тювелице, и Херойн — находился на Диеккал (сгорел). Первый получил название по имени Трофима Макаровича (1832 — 1902), второй — по имени его сына Герасима Трофимовича (1858 — 1941). Фамилия же Макаровых началась от отца Трофима Макаровича — Макара Феопентовича (1771 — 1846).
Осиповы. Дом Осиповых (Осипан) был на Тювелице. Сейчас на этом месте магазин. Фамилия берет свое начало от имени Осипа Григорьевича (1808 — 1877), который, согласно ревизским сказкам 1850 года, был «переписан из Вешкельского общества деревни Поткусельги в 1835 году» в Сямозеро. Жена Осипа Григорьевича была из Сямозера, так что по женской линии род Осиповых тоже уходит своими корнями в сямозерскую историю.
Палкины. Палкиных в Сямозере было много. Дома были во всех частях деревни. Фамилия начинается с детей Якова Терентьевича (1779-1845), происхождение ее неизвестно.
Пезяевы. Пезяевы имели два дома в Сямозере. Один из них был на Тювелице (Нестарин), другой — на Погосте (Пезян). Дом Нестарин получил название от имени тестя Григория Васильевича Пезяева — сямозерского крестьянина Нестора Трофимовича (1820 — 1889). Очевидно, Григорий Васильевич после женитьбы пришел в дом жены (кодавявю). Происхождение фамилии неизвестно.
Петуховы. Дома Петуховых (Кукойн и Кузькан) сохранились до сих пор и стоят почти рядом на Диеккал. Первый называется по фамилии владельцев, второй — по имени Кузьмы Еремеевича Петухова (1872 — 1930/31). Происхождение фамилии неизвестно. Впервые упоминается она у Еремея Амосовича Петухова (1846 — 1882).
Поповы. Домов Поповых в Сямозере было несколько. Они стояли на Погосте и Диеккал. Два дома назывались Акиман: старый, в настоящее время не существующий, дом Акима Алексеевича Попова ( 1812 — 1889) и второй, позднее построенный его сыном Степаном Акимовичем и внуком Ефимом Степановичем Поповыми (сгорел в 1946 году). Оба получили название по имени владельца первого из них. Рядом с домом Акима Алексеевича стоял дом Иллян, названный так в честь одного из основателей родовой ветви — Ильи Артемьевича Попова (1780 — 1865). Этого дома тоже уже нет. На берегу, напротив церкви — двухэтажный дом Попова Александра Андреевича (1858 — 1909). В этом доме перед войной была библиотека. Нежилой, он стоит и по сей день. С другой сторы церкви, тоже на самом берегу находится дом Гавройн. Он принадлежал Василию Гвриловичу Попову и назван по имени его отца Гавриила Акимовича. Еще один дом Поповых, который был построен позднее и принадлежал сыну Александра Андреевича Попова Ивану, находится на Тювелице. Фамилия Попов появилась в Сямозере в 1788 году, с приездом туда Артемия Акакиевича Попова (1753 — 1819), который был сыном священника Вешкельской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Артемий Попов был женат на дочери сямозерского священника, предки которого из Сямозера.
Пряжинские. Дом Пряжинских стоял на Погосте. В сталинские времена семья была выслана, а дом разобран. Фамилия употребляется, начиная от дьячка Сямозерской церкви Павла Федоровича Пряжинского (1810 — 1879). Его отец был священником в Пряже. По линии жены Павла Федоровича род Пряжинских берет свое начало из Сямозера.
Слоевы. Два дома Слоевых стояли на Тювелице. Один из них сгорел примерно в 1946 году. Второй, небольшой дом, стоит до сих пор. Происхождение фамилии неизвестно, скорее всего она просто придумана. Фамилия начинает употребляться, начиная с Ильи Алексеевича Слоева (1867 — после 1915). Отец Ильи Алексеевича был родным братом Михаила Максимовича Тестова.
Тестовы. Два дома Тестовых находились на Тювелице. Происхождение фамилии неизвестно. Первый ее носитель — Михаил Максимович Тестов (1823 — 1885).
Титовы. Дом Титовых (Титайн) стоит на Диеккал. Он построен в начале 20-го века. Старый дом Титовых был рядом с ним. Фамилия начинается от Тита Егорова (1784 — 1863). Дом тоже назван его именем.
Фомины. Сямозерский род Фоминых берет свое начало от рода Чивчиевых. Один из домов Чивчиевых (Чиучойн) до сегодняшнего дня стоит на Диеккал, второй, который находился недалеко от первого, был разрушен во время войны. Происхождение фамилии неизвестно, по-русски «чиучой» — воробышек. Впервые фамилия упоминается применительно к семье сямозерского крестьянина Алексея Андреевича (1740 — 1804).
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза Молошкины и их дети, а также совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным. И строятся новые дома, возводится часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
- Некоторые факты о деревне Сямозеро и ближайшей округе.