Материал из Сямозеро.ру

Сямозерская церковь

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  Сямозерская церковь

Ts-logo.gif

В прежние времена в Сямозере, на полуострове с глубоким берегом и видом на Руочин саари, стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. О первоначальном выборе места для строительства церкви именно здесь существует интересное предание.

Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о Руочин саари церковь уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.

Из церковных документов представляет интерес сохранившаяся «Жалованная грамота Преосвященного Александра, архиепископа Великого Новгорода и Пскова притчу Сямозерской Успенской церкви», датированная 1577 годом.


Сведений об иконах Сямозерской церкви, к сожалению, очень мало.

Основной живописный ансамбль Сямозерья – иконостас церкви Успения – не дошел до нашего времени. ... В писцовых и переписных книгах следующего, XVII, столетия описывается «волостка Сямозеро» с «погостцем» в деревне на Ганнаволоке с храмом Успения. Наиболее детальное убранство церкви содержится в писцовой книге 1628-1629/1631 годов письма Никиты Панина (11, л.117). Из описания Успенской церкви видно, что она в этот период была клетской, теплой, имела трапезную. Иконостас состоял из двух рядов, входя таким образом в обширную группу двухрядных иконостасов, наиболее распространенных в Обонежье первой трети XVII века (7, с. 127, 130). Над царскими вратами располагался Деисус стоящей (т. е. с фигурами в рост). Над ним находился образ Спаса Нерукотворного. Справа от центра в «местном» ряду стояла храмовая икона Успение Богоматери. А слева – Богоматерь Одигитрия. Большинство икон было написано «на празелени», т. е. на часто встречавшемся в живописи XVI – XVII веков зеленом фоне, и лишь икона Богоматери Одигитрии имела золотой фон (11_ k-117, 118). Обращают на себя внимание скромные масштабы местного ряда иконостаса, который состоял лишь из двух икон. Скорее всего он находился в стадии становления.
 В.Г.Платонов,  «Иконописное наследие Сямозерья» в монографии по Сямозерью ([8], с. 41).


Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным клировой ведомости 1831 года, в конце 18 века в Сямозере были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. Клировая ведомость дает довольно полное представление о церквях в этот период, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом.

Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. А зимнюю большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть легенды. Позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х.

Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах.

В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения часовня Успения Богородицы.

История Сямозерской церкви получила продолжение.




<comments />Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте: