Сямозерские корни Павла, архиепископа Карельского и всей Финляндии
Сямозеро.ру >> Сямозерье \ Мирон Смирнов
Одним из самых известных людей, имеющих сямозерские корни, является архиепископ Карельский и всея Финляндии, предстоятель Финляндской Архиепископии Павел (фин. Arkkipiispa Paavali, в миру Yrjö Olmari), при рождении Георгий Александрович Гусев.
Георгий Александрович Гусев родился 28 августа 1914 года (по новому стилю) в Санкт-Петербурге, в семье коллежского асессора Александра Ивановича Гусева (1871 — 1932 и Анны Павловны Водоменской (1874 — 1963).
Сямозерская предыстория
Со стороны отца все его предки были сямозерцами. Дед Иван Дмитриевич родился в 1838 году в деревне Сямозеро. Отсюда же были и родители деда — Дмитрий Петрович (1785 — 1858) и Анна Игнатьевна (1797 — 1874).
Дмитрий Петрович утонул в возрасте 73 лет. Фамилия Гусев впервые упоминается при нем.
Отцом Дмитрия Петровича был Петр Минич (ок.1743 — 1786). Он после четвертой ревизии 1782 года был причислен к крестьянству из олонецких мещан. Проживал в деревне Сямозеро, откуда была родом и его жена Софья Григорьевна (1745 — после 1801). Ее родители и предшествующие поколения вплоть до середины 17 века также из Cямозерья, в основном из деревни Сямозеро, То же касается и жены Дмитрия Петровича — Анны Игнатьевны. Все ее предки — уроженцы близлежащих деревень (Сямозера, Эссойлы, Логиновой Сельги).
У Дмитрия Петровича и Анны Игнатьевны, кроме Ивана (младшего ребенка в семье), было еще восемь детей. Четверо из них умерли в детстве. Из пятерых, доживших до взрослого возраста, только старшая сестра Прасковья осталась в родных местах. В 1842 году она была повенчана с эссойльским крестьянином Прокопием Карповичем. Сыновья — Семен, Клементий и два Ивана в 1850 и 1858 годах «По постановлению Казенной палаты были исключены из оклада крестьян и числа наличных душ Олонецкой губернии и зачислены в Куопиовское купечество».
Такова сямозерская часть родословной Георгия Александровича Гусева. [1]
Начало
Семья, в которой родился будущий архиепископ Финляндии, до 1919 года проживала в Санкт-Петербурге, потом переселилась в Выборг. В 1927 году изменила фамилию на финскую — Olmari.
Георгий Александрович обучался в Выборгском классическом лицее, но в 1932 году, после смерти отца, оставил учебу и поступил в Сердобольскую духовную семинарию. Во время обучения руководил студенческим семинарским хором, работал заместителем регента православного Петропавловского кафедрального собора, переводил на финский язык славянские церковные песнопения и произведения русских композиторов.
В декабре 1937 года вступил в число братии Валаамского монастыря, а в сентябре 1938 года принял монашество с именем Павел и последовательно был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Управлял монастырским церковным хором мальчиков. По его собственным словам, он, по всей вероятности, прожил бы на Валааме всю жизнь, если бы не война 1939 года.
Война и расставание с Валаамом
Во время войны служил военным священником в районе Валаама и участвовал в эвакуации Валаамского монастыря. затем в Олонецком районе, где православные священнослужители противодействовали насильственному обращению в лютеранство жителей Восточной Карелии. Позднее служил священником в лагере для военнопленных, преподавал закон божий на учительских курсах.
Эвакуация монастыря с острова Валаам стала одним из самых трудных периодов жизни архиепископа Павла. До самых последних своих дней он тосковал по Старому Валааму. Новый Валаам для него таким же домом не стал. Там будущий владыка появлялся лишь на короткое время, но в братии Валаамского монастыря он числился до переписи 1969 г.
После войны иеромонах Павел трудился регентом церковного хора, главным редактором Совета по изданию православной литературы, с 1949 года — главным редактором журнала «Аамун Койтто».
Дальнейшая служба
25 ноября 1955 года состоялось наречение архимандрита Павла во епископа, а 27 ноября архиепископ Карельский и всея Финляндии Герман (Аав) хиротонисал архимандрита Павла в викарного епископа Йоэнсуусского.
Павел стал первым епископом в истории православной церкви Финляндии, постриженным в монашество. С тех пор эта общеправославная традиция сохраняется как обязательная в Финляндской архиепископии.
После восстановления литургического общения Финляндской Архиепископии с Русской православной церковью, в июле 1957 года он во главе церковной делегации Финляндии впервые посетил СССР.
Архиепископ
В 1960 году на Соборе Финляндской Архиепископии епископ Павел был избран архиепископом Карельским и всея Финляндии.
Во время своего служения на этом посту владыка Павел существенно способствовал литургическому и духовному возрождению в стране. Он обладал свежим взглядом на церковь и eе учение, никогда не забывал своих корней и от всего сердца способствовал развитию Ново-Валаамского монастыря. Неоднократно посещал Русскую православную церковь. Архиепископ Павел был в близких дружеских отношениях с митрополитом Никодимом (Ротовым) и патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Нынешний первосвятитель Русской церкви патриарх Кирилл многократно встречался с ним еще будучи молодым епископом.
В 1967 году Хельсинкский университет присвоил владыке Павлу степень доктора богословия honoris causa. В том же году он был избран почётным членом Ленинградской духовной академии.
Павел всячески пытался сохранить красоту православного богослужения, в том числе за счет церковного пения. Несомненно, это было связано с его постоянным участием в стройных и торжественных службах на Старом Валааме. Владыка был прекрасно музыкально образован, а через пение пытался приобщить верующих к красоте и глубине православия.
Ряд духовных произведений был создан владыкой Павлом и на основе традиционных северо-российских или знаменных песнопений, и на основе византийских. В большинстве же случаев уклон делался на сохранение распевов Валаамского монастыря, близких и любимых с молодости. В итоге в 1970 г. появился на свет новый нотный сборник песнопений Божественной литургии — «Евхаристия»
Будучи архиепископом Павел продолжал вести монашески аскетический образ жизни.
Это выражалось в любви к тишине и уединению, а также в постоянном посте. Все свободное время владыка проводил в одиночестве на своей даче — небольшом острове посередине озера в 40 км от Куопио. У архиепископа никогда не было ни домохозяйки, ни келейника, с 1969 г. он сам водил машину и возил на ней своих гостей. Занимался составлением музыкальных сборников и продолжал делать переводы с русского и церковнославянского на финский. Выращивал травы. Особо увлекался рыболовством — и сетями, и удочкой, видимо, унаследовав это от сямозерских предков.
16 сентября 1987 года он добровольно, по собственному прошению, ушел на покой. Тогда же издал две свои знаменитые книги: «Как мы веруем» и «Праздник веры».
Скончался владыка Павел 2 декабря 1988 г. По завещанию был погребен на кладбище Ново-Валаамского монастыря рядом с теми скромными подвижниками, которые всю жизнь были для него наставниками. С его смертью завершилась целая эпоха в жизни Финляндской Православной Церкви.
20 лет спустя
А. Шмеман Из предисловия к англ. изданию книги архиеп. Павла Финляндского «Как мы веруем»:
Таким образом, в 1960 году вторым по порядку архиепископом Финляндии был избран монах по призванию, „по рвению сердца своего“, монах, на духовное развитие которого влиял самый подлинный монашеский дух и монашеская традиция. Перед только что избранным архиепископом, таким образом, стояла национальная, духовная и каноническая восстановительная работа. И ныне, спустя 20 лет, можно без преувеличения сказать, что он хорошо справился с исполнением этой задачи сверх всех человеческих ожиданий. Но этот успех не является результатом только административных способностей архиепископа Павла, а прежде всего результатом его духовной проницательности, и с ней ныне объединяется исключительным образом его пастырский дар. Он богослов, канонист и литургист не в узком, академическом смысле, но на глубоком, подлинном уровне: он полностью посвящает себя — в послушании и в несении ответственности — своему архипастырскому служению. ... Именно поэтому все его слова кажутся такими смелыми, такими простыми и прямыми, а также — я хотел бы добавить — само собой разумеющимися.— ,
Легенда при жизни
Книги об архиепископе Павле
- Элина Карьялайнен. Архиепископ Павел — легенда при жизни: Wsoy, 1973
(Elina Karjalainen: Arkkipiispa Paavali — legenda jo eläessään, Wsoy, 1973).
- Нунна Кристодули. Архиепископ Павел глазами его духовного последователя: Minerva Kustannus Oy, 2008
(Nunna Kristoduli: Arkkipiispa Paavali hengellisen lapsensa silmin, Minerva Kustannus Oy, 2008)
Ссылки в тексте и использованные материалы
- ↑ Подборка информации из метрических книг выполнена Валентиной Лутто.
Ortodoksi.net. Архиепископ Павел (проповеди)
Богослов.ру. Жизненный путь архиепископа Финляндского Павла (Олмари)
Православная библиотека. Архиепископ Павел Финляндский (Олмари)
Комментарии к статье можно [Контакты