Imd (обсуждение | вклад) |
Imd (обсуждение | вклад) |
||
Строка 105: | Строка 105: | ||
</div> | </div> | ||
</html> | </html> | ||
+ | |||
== Где деревня == | == Где деревня == | ||
− | + | Это на южном берегу [[Сямозеро|озера]], в районе деревни Сямозеро два полуострова ([[Сямозеро на Yandex Maps|смотри карту]]): Рузнаволок ([[карельский язык|по-карельски]] ''Руйзниеми'', ''руйз'' — рожь, ''ниеми'' — полуостров), и Азанаволок. От Азанаволака идёт несколько островов, отделяя большое открытое озеро от деревни: Кукой-суари, Ранду-суарет (3 острова, ''ранду'' – берег), Муеру-суари — Черный остров (много елей), Лехти-суари (лиственный лес). | |
+ | Затем с небольшим перерывом идут: Кода-суари (клетка-остров), Ваза-суари (телячий остров), Кивиниеми-суари (каменномысный остров), Пелдосуари (Полевой остров), известный по легендам как [[Руочин саари|Руочин-саари]] (Шведский остров). | ||
+ | |||
+ | Деревня Сямозеро (''Сяямярви''; о происхождении названия смотри [[Сямозеро|статью об озере]]) — основная деревня. Прилежащие к ней, относящиеся к Сямозеру: | ||
+ | *Кяргяла – Кяргялю – 1 км от Сямозера | ||
+ | *Ахпойла – Ахпойлу - 2 км от Сямозера | ||
+ | *[[Чуралахта]] – Чуралахту - 5 км от Сямозера | ||
+ | *Шапнаволок – Шапниеми - 7 км от Сямозера на северо-восток | ||
+ | *[[Алекка]] – Олекку - 3 км от Сямозера на юг. | ||
+ | |||
+ | Все жители названных деревень называли себя сямозерцами, добавляя при этом, из какой деревни родом. | ||
+ | |||
+ | Домов до 1941 года в деревне было больше 50. Улиц не было, дома были расположены, в основном, в один ряд, окнами к озеру. Начало деревни называют Тювелица (''тюви'' — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. | ||
+ | Третья часть шла в горку и называлась Погостом и соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями (зимняя с печами и летняя). Около церкви было кладбище. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году. | ||
+ | |||
+ | В 4-х км на восток от деревни расположены две ламбушки — Корбиламби (''корби'' — тайга). | ||
+ | |||
+ | Из [[Сямозеро|Сямозера]], в районе деревни Шапнаволок, берет начало река [[Сяпся]]. Она имеет много порогов, по ней сплавляли лес, проходит она через Волот-озеро. В устье реки расположен [[поселок Сяпся]]. В прошлом на реке были две мельницы: в 1,5 км от устья - «Тюккю» и в 5 км от устья – «Кракули». Река протекает по лесным и болотистым местам. | ||
+ | |||
+ | Горушки в деревне назывались «раякко». К слову добавлялось имя кого-то из жителей деревни, например Нестарин раякко. Горушка находилась на расстоянии до 1–1,5 км от дома этого хозяина. | ||
+ | Пашин мяги. Юрку мяги. | ||
+ | |||
+ | Есть отдельные камни-валуны. Киймин-киви расположен перед низменным местом Киймин-уал, где были деревенские покосы (киймин – пойманный, спутанный). | ||
+ | Камень Кийминдал интересен тем, что на нем высечены 8 фамилий и дата 18. | ||
+ | |||
+ | Болот много. Корбисуо (Таежное), Суарисуо (Остров-болото), Чиркассуо. Все они на расстоянии 3-4 км от деревни. | ||
+ | |||
+ | Ближнее к деревне поле – Авадлахти – низменное место сразу от Погоста. | ||
+ | Тагахуухту – на задах деревни, пашни, созданные путем выжига на месте леса. | ||
+ | Чууру-пейкку (дословно – поля из песка) – сразу от Тювелицы. | ||
+ | Редуйне, Грезине – за 1,5 км от деревни. | ||
+ | Юрики (Юурикку)– за крутыми горками от Тювелицы. | ||
+ | Канзахуухту. | ||
+ | Руйзниемен пеллот – поля у Руйзнаволока. | ||
+ | Хуабужимой – от Старшинан мяги за Кяргялой в сторону Ахпойлы (справа от деревень). | ||
+ | |||
+ | Покосы были большими, н расстоянии 5 – 10 км от деревни: Корби, Оя, Горбул, Маннингу (вдоль реки Сяпся), Суарисуон, Кийминуоя. На покосах стояли сараи для хранения сена. | ||
+ | |||
+ | Часовенки были в каждой из перечисленных деревень. В трех сохранились до настоящего времени. В Ахпойле часовня находится под охраной государства (есть табличка), 16 век. Только нет ни одной старой иконы. Двери без петель – очень интересная конструкция. | ||
+ | Часовня в деревне Кяргяла с крестом «Воздвиженье». Кресту более 300 лет. Запись староцерковной вязью и дата. Сама часовенка маленькая. | ||
+ | Церкви были только в Сямозере (сгорели). | ||
+ | |||
+ | Крупный рогатый скот пасли в лесу, а лошадей, жеребят, телят, овечек на лето увозили на остров Руочинсуари (Шведский), потом он назывался Пелдосуари (Полевой остров). На Полевом были поля: сеяли зерно, косили сено, был сарай для хранения сена. | ||
+ | |||
+ | До 40-х годов в Петрозаводск дорога была через Пряжу, а в дореволюционное время были тропы-дороги, чаще зимние: Сямозеро – Кракули – Маркелицы – Падозеро – Виданы – Бесовец – Петрозаводск. Чаще это был санный путь. А грунтовые дороги вокруг озера от деревни к деревне и до Финляндии были всегда. | ||
+ | |||
+ | Мосты – через Сяпсю – один - на 60-м км от Петрозаводска, другой – за 10 км от Сямозера, по старой дороге (Манкин мост). | ||
+ | |||
+ | Родники. Их много. Самый замечательный – между деревнями Сямозеро и Кяргяла, называется Холодный Ручей. Вода вытекает из-под горы с большим напором круглый год. Не меняет ни цвета, ни вкуса, по течению ручья – зеленая трава под водой круглый год. По словам прабабушек даже мельница там была. | ||
+ | Состав воды по данным Института водных ресурсов КНЦ РАН: | ||
+ | |||
+ | <pre> | ||
+ | M 0,10 HCO346Cl32SO422 | ||
+ | Mg43Ca36Na18 | ||
+ | PH 6,3 | ||
+ | CO2 св 11,0 мг/л He 5*10 -5 | ||
+ | Rn 2,4 * 10 -10 кюри/л | ||
+ | |||
+ | Г 24,8 мл/л | ||
+ | N2 65,8 | ||
+ | О2 22,2 | ||
+ | СО2 2 об % | ||
+ | </pre> | ||
+ | |||
+ | Полосы между полями – пиендарет. | ||
+ | Стог – суабру. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Деревенские праздники == | ||
+ | |||
+ | Деревня Сямозеро имела три престольных праздника: | ||
+ | *Троица — праздник Тювелицы | ||
+ | :В этот день на площади около креста проводились ярмарки приезжими из Олонца, Петрозаводска и т.д. Торговали всем необходимым | ||
+ | *Успенье Богородицы, 28 августа — праздник Сямозерского погоста. | ||
+ | :Ярмарка была на погосте | ||
+ | *Крещение, 19 января — общий для всей деревни праздник | ||
+ | :В большой проруби («иордане») купались как взрослые, так и дети | ||
Версия 05:26, 8 января 2010
Деревня Сямозеро
Виды Сямозера
И самой деревни и озера со стороны деревни. Из коллекции Валентины Лутто.
Где деревня
Это на южном берегу озера, в районе деревни Сямозеро два полуострова (смотри карту): Рузнаволок (по-карельски Руйзниеми, руйз — рожь, ниеми — полуостров), и Азанаволок. От Азанаволака идёт несколько островов, отделяя большое открытое озеро от деревни: Кукой-суари, Ранду-суарет (3 острова, ранду – берег), Муеру-суари — Черный остров (много елей), Лехти-суари (лиственный лес). Затем с небольшим перерывом идут: Кода-суари (клетка-остров), Ваза-суари (телячий остров), Кивиниеми-суари (каменномысный остров), Пелдосуари (Полевой остров), известный по легендам как Руочин-саари (Шведский остров).
Деревня Сямозеро (Сяямярви; о происхождении названия смотри статью об озере) — основная деревня. Прилежащие к ней, относящиеся к Сямозеру:
- Кяргяла – Кяргялю – 1 км от Сямозера
- Ахпойла – Ахпойлу - 2 км от Сямозера
- Чуралахта – Чуралахту - 5 км от Сямозера
- Шапнаволок – Шапниеми - 7 км от Сямозера на северо-восток
- Алекка – Олекку - 3 км от Сямозера на юг.
Все жители названных деревень называли себя сямозерцами, добавляя при этом, из какой деревни родом.
Домов до 1941 года в деревне было больше 50. Улиц не было, дома были расположены, в основном, в один ряд, окнами к озеру. Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Третья часть шла в горку и называлась Погостом и соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями (зимняя с печами и летняя). Около церкви было кладбище. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году.
В 4-х км на восток от деревни расположены две ламбушки — Корбиламби (корби — тайга).
Из Сямозера, в районе деревни Шапнаволок, берет начало река Сяпся. Она имеет много порогов, по ней сплавляли лес, проходит она через Волот-озеро. В устье реки расположен поселок Сяпся. В прошлом на реке были две мельницы: в 1,5 км от устья - «Тюккю» и в 5 км от устья – «Кракули». Река протекает по лесным и болотистым местам.
Горушки в деревне назывались «раякко». К слову добавлялось имя кого-то из жителей деревни, например Нестарин раякко. Горушка находилась на расстоянии до 1–1,5 км от дома этого хозяина. Пашин мяги. Юрку мяги.
Есть отдельные камни-валуны. Киймин-киви расположен перед низменным местом Киймин-уал, где были деревенские покосы (киймин – пойманный, спутанный). Камень Кийминдал интересен тем, что на нем высечены 8 фамилий и дата 18.
Болот много. Корбисуо (Таежное), Суарисуо (Остров-болото), Чиркассуо. Все они на расстоянии 3-4 км от деревни.
Ближнее к деревне поле – Авадлахти – низменное место сразу от Погоста. Тагахуухту – на задах деревни, пашни, созданные путем выжига на месте леса. Чууру-пейкку (дословно – поля из песка) – сразу от Тювелицы. Редуйне, Грезине – за 1,5 км от деревни. Юрики (Юурикку)– за крутыми горками от Тювелицы. Канзахуухту. Руйзниемен пеллот – поля у Руйзнаволока. Хуабужимой – от Старшинан мяги за Кяргялой в сторону Ахпойлы (справа от деревень).
Покосы были большими, н расстоянии 5 – 10 км от деревни: Корби, Оя, Горбул, Маннингу (вдоль реки Сяпся), Суарисуон, Кийминуоя. На покосах стояли сараи для хранения сена.
Часовенки были в каждой из перечисленных деревень. В трех сохранились до настоящего времени. В Ахпойле часовня находится под охраной государства (есть табличка), 16 век. Только нет ни одной старой иконы. Двери без петель – очень интересная конструкция. Часовня в деревне Кяргяла с крестом «Воздвиженье». Кресту более 300 лет. Запись староцерковной вязью и дата. Сама часовенка маленькая. Церкви были только в Сямозере (сгорели).
Крупный рогатый скот пасли в лесу, а лошадей, жеребят, телят, овечек на лето увозили на остров Руочинсуари (Шведский), потом он назывался Пелдосуари (Полевой остров). На Полевом были поля: сеяли зерно, косили сено, был сарай для хранения сена.
До 40-х годов в Петрозаводск дорога была через Пряжу, а в дореволюционное время были тропы-дороги, чаще зимние: Сямозеро – Кракули – Маркелицы – Падозеро – Виданы – Бесовец – Петрозаводск. Чаще это был санный путь. А грунтовые дороги вокруг озера от деревни к деревне и до Финляндии были всегда.
Мосты – через Сяпсю – один - на 60-м км от Петрозаводска, другой – за 10 км от Сямозера, по старой дороге (Манкин мост).
Родники. Их много. Самый замечательный – между деревнями Сямозеро и Кяргяла, называется Холодный Ручей. Вода вытекает из-под горы с большим напором круглый год. Не меняет ни цвета, ни вкуса, по течению ручья – зеленая трава под водой круглый год. По словам прабабушек даже мельница там была. Состав воды по данным Института водных ресурсов КНЦ РАН:
M 0,10 HCO346Cl32SO422 Mg43Ca36Na18 PH 6,3 CO2 св 11,0 мг/л He 5*10 -5 Rn 2,4 * 10 -10 кюри/л Г 24,8 мл/л N2 65,8 О2 22,2 СО2 2 об %
Полосы между полями – пиендарет. Стог – суабру.
Деревенские праздники
Деревня Сямозеро имела три престольных праздника:
- Троица — праздник Тювелицы
- В этот день на площади около креста проводились ярмарки приезжими из Олонца, Петрозаводска и т.д. Торговали всем необходимым
- Успенье Богородицы, 28 августа — праздник Сямозерского погоста.
- Ярмарка была на погосте
- Крещение, 19 января — общий для всей деревни праздник
- В большой проруби («иордане») купались как взрослые, так и дети
Сямозерский погост
Из книги Мирона Смирнова "Голос Карела" изданной в 1890 году.
"Не лишено интереса предание о сооружении местной приходской церкви на погосте. В XIII в., в княжение Ярослава Всеволодовича, обонежские карелы без всяких насильственных мер приняли христианство. Сямозеро, находясь в лучших условиях пред другими поселениями края, по значительной величине и рыбности озера, было заселено трудолюбивым и промышленным народом. С принятием христианства, у здешних карел явилась первая жизненная потребность христианского общества — иметь дом для молитвы. Священников тогда ещё не было; их заменяли в народе ревнители святой веры из той же крестьянской среды. Когда задумана была постройка храма, — всякая из деревень, окружающих Сямозеро, желала иметь его у себя.
Карелы — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в озеро, на волю волн: куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места."