Строка 2: | Строка 2: | ||
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерская церковь}} | {{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерская церковь}} | ||
− | [[Файл:Ts-logo.gif|500px||right]] В прежние времена в Сямозере, на полуострове с глубоким берегом и видом на Руочин саари, стояли две церкви | + | [[Файл:Ts-logo.gif|500px||right]] В прежние времена в Сямозере, на полуострове с глубоким берегом и видом на Руочин саари, стояли две церкви: Успенская летняя и Богоявленская зимняя, с печами. Первой, судя по документам, была построена Успенская церковь. Она же была и последней. Вероятно, здание, изначально построенное неотапливаемым, позднее было перестроено, потому что в 20 веке Успенская церковь была уже «теплой». |
+ | |||
+ | О первоначальном выборе места для строительства церкви именно здесь существует интересное [[Сямозерский погост|предание]]. | ||
Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о [[Руочин саари]] церковь уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века. | Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о [[Руочин саари]] церковь уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века. | ||
Строка 11: | Строка 13: | ||
Сведений об иконах Сямозерской церкви, к сожалению, очень мало. | Сведений об иконах Сямозерской церкви, к сожалению, очень мало. | ||
− | {{цитата| Основной живописный ансамбль Сямозерья – иконостас церкви Успения – не дошел до нашего времени. ... В писцовых и переписных книгах следующего, XVII, столетия описывается «волостка Сямозеро» с | + | {{цитата| Основной живописный ансамбль Сямозерья – иконостас церкви Успения – не дошел до нашего времени. ... В писцовых и переписных книгах следующего, XVII, столетия описывается «волостка Сямозеро» с «погостцем» в деревне на Ганнаволоке с храмом Успения. Наиболее детальное убранство церкви содержится в писцовой книге 1628-1629/1631 годов письма Никиты Панина (11, л.117). Из описания Успенской церкви видно, что она в этот период была клетской, теплой, имела трапезную. Иконостас состоял из двух рядов, входя таким образом в обширную группу двухрядных иконостасов, наиболее распространенных в Обонежье первой трети XVII века (7, с. 127, 130). Над царскими вратами располагался Деисус стоящей (т. е. с фигурами в рост). Над ним находился образ Спаса Нерукотворного. Справа от центра в «местном» ряду стояла храмовая икона Успение Богоматери. А слева – Богоматерь Одигитрия. Большинство икон было написано «на празелени», т. е. на часто встречавшемся в живописи XVI – XVII веков зеленом фоне, и лишь икона Богоматери Одигитрии имела золотой фон (11_ k-117, 118). Обращают на себя внимание скромные масштабы местного ряда иконостаса, который состоял лишь из двух икон. Скорее всего он находился в стадии становления. |
|В.Г.Платонов|«Иконописное наследие Сямозерья» в [[ссылки#8|монографии по Сямозерью]] ([8], с. 41).}} | |В.Г.Платонов|«Иконописное наследие Сямозерья» в [[ссылки#8|монографии по Сямозерью]] ([8], с. 41).}} | ||
Строка 17: | Строка 19: | ||
Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным [[клировая_1831|клировой ведомости 1831 года]], в конце 18 века в Сямозере были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. [[клировая_1831|Клировая ведомость]] дает довольно полное представление о церквях в этот период, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом. | Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным [[клировая_1831|клировой ведомости 1831 года]], в конце 18 века в Сямозере были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. [[клировая_1831|Клировая ведомость]] дает довольно полное представление о церквях в этот период, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом. | ||
− | Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. А зимнюю большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть [[колокол|легенды]]. Позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х. | + | Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. А зимнюю, большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть [[колокол|легенды]]. Позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х. |
Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах. | Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах. |
Версия 22:00, 7 октября 2010
Сямозерская церковь
Сямозеро.ру >> Сямозерье \ Сямозерская церковь
В прежние времена в Сямозере, на полуострове с глубоким берегом и видом на Руочин саари, стояли две церкви: Успенская летняя и Богоявленская зимняя, с печами. Первой, судя по документам, была построена Успенская церковь. Она же была и последней. Вероятно, здание, изначально построенное неотапливаемым, позднее было перестроено, потому что в 20 веке Успенская церковь была уже «теплой».
О первоначальном выборе места для строительства церкви именно здесь существует интересное предание.
Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о Руочин саари церковь уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.
Из церковных документов представляет интерес сохранившаяся «Жалованная грамота Преосвященного Александра, архиепископа Великого Новгорода и Пскова притчу Сямозерской Успенской церкви», датированная 1577 годом.
Сведений об иконах Сямозерской церкви, к сожалению, очень мало.
Основной живописный ансамбль Сямозерья – иконостас церкви Успения – не дошел до нашего времени. ... В писцовых и переписных книгах следующего, XVII, столетия описывается «волостка Сямозеро» с «погостцем» в деревне на Ганнаволоке с храмом Успения. Наиболее детальное убранство церкви содержится в писцовой книге 1628-1629/1631 годов письма Никиты Панина (11, л.117). Из описания Успенской церкви видно, что она в этот период была клетской, теплой, имела трапезную. Иконостас состоял из двух рядов, входя таким образом в обширную группу двухрядных иконостасов, наиболее распространенных в Обонежье первой трети XVII века (7, с. 127, 130). Над царскими вратами располагался Деисус стоящей (т. е. с фигурами в рост). Над ним находился образ Спаса Нерукотворного. Справа от центра в «местном» ряду стояла храмовая икона Успение Богоматери. А слева – Богоматерь Одигитрия. Большинство икон было написано «на празелени», т. е. на часто встречавшемся в живописи XVI – XVII веков зеленом фоне, и лишь икона Богоматери Одигитрии имела золотой фон (11_ k-117, 118). Обращают на себя внимание скромные масштабы местного ряда иконостаса, который состоял лишь из двух икон. Скорее всего он находился в стадии становления.— В.Г.Платонов, «Иконописное наследие Сямозерья» в монографии по Сямозерью ([8], с. 41).
Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным клировой ведомости 1831 года, в конце 18 века в Сямозере были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. Клировая ведомость дает довольно полное представление о церквях в этот период, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом.
Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. А зимнюю, большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть легенды. Позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х.
Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах.
В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения часовня Успения Богородицы.
История Сямозерской церкви получила продолжение.
<comments />Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте: