Материал из Сямозеро.ру
Строка 32: Строка 32:
  
 
{{more||[[колокол|Затопленный колокол Сямозерского погоста]]|[[Руочин_саари|Легенда о Руочин-саари]]|[[История Сямозерья]]}}
 
{{more||[[колокол|Затопленный колокол Сямозерского погоста]]|[[Руочин_саари|Легенда о Руочин-саари]]|[[История Сямозерья]]}}
 +
 +
 +
<comments />{{showComments}}

Версия 14:31, 16 июля 2010

Сямозерский погост

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  Сямозерский погост

Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги Мирона Смирнова «Голос Карела», 1890 год.

Сямозерский погост — это там где раньше были церкви на Сямозере. Это часть деревни Сямозеро, на полуострове в сторону Кяргяля. Там стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. Что сталось с летней церковью, и когда — не ясно. А зимнюю большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. Уже позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х.

В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как «выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины». Деревню тогда называли «Гарнаволок» или «Гавнаволок». Название «деревня Сямозеро погостская» появляется в метрических книгах только в самом конце 19 — начале 20 века.

Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о Руочин саари церкви уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.

Сямозерский погост и деревня Сямозеро были церковным и административным центром Сямозерья вплоть до 1930-х. Когда церковь закрыли, административный центр был перенесён в Эссойлу.


Легенда о Сямозерском погосте

Не лишено интереса предание о сооружении местной приходской церкви на погосте. В XIII в., в княжение Ярослава Всеволодовича, обонежские карелы без всяких насильственных мер приняли христианство. Сямозеро, находясь в лучших условиях пред другими поселениями края, по значительной величине и рыбности озера, было заселено трудолюбивым и промышленным народом. С принятием христианства, у здешних карел явилась первая жизненная потребность христианского общества — иметь дом для молитвы. Священников тогда ещё не было; их заменяли в народе ревнители святой веры из той же крестьянской среды. Когда задумана была постройка храма, — всякая из деревень, окружающих Сямозеро, желала иметь его у себя.

Карелы — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в озеро, на волю волн: куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.


Грамота от 1577 года притчу Сямозерской Успенской церкви

25 апреля 1577 года. Жалованная грамота Преосвященного Александра, архиепископа Великого Новгорода и Пскова притчу Сямозерской Успенской церкви.

Gramota pritchu Sjamozerskoj Uspenskoj cerkvi.1577.jpg


Источник  Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Выпуск 4. Петрозаводск, 1902.



<comments />Избранные комментарии к статье, полученные по емайл либо оставленные в группе ВКонтакте:

Луна в 16:34, 31 января 2012 (EET)

Христиааанство... если бы не оно самое, сейчас хотя бы родовые дома целые стояли, а не с сорванными наличниками и наплевательским отношением к письмам что писали на домах предки. Гуляешь по деревне, увидишь ненароком на маленьких балкончиках последний коловорот, залюбуешься, а так плакать хочется.. Хорошо, что в школах язык преподают, а то скоро люди совсем забудут свою культуру, кто они такие и зачем пришли..

читатель в 15:30, 9 августа 2010 (EEST)

Князь Ярослав Вселодович сам был финно-угром, и был окружен финно-уграми не только в армии и при дворе. Почему карелы должны были сопротивляться? Карелия может гордиться не только церквями, но и своими уникальными часовнями 16 века. Редкий регион может похвалиться подобными древностями. См. http://sobory.ru/wood/ Стоит ли проверить источниковую базу по вопросу христианизации региона. В сети и литературе преимущественно пересказывается одна и та же история без особых ссылок на источники. Несомненно также и то, что многие карелы, жившие в более южных областях Новгородской республики были двуязычными (города Валдай, Тверь, Ржев, Шуя и др.), а часть славянизировалась как карелизировались те же саамы, давшие корни, согласно исландским сагам, всем древним норвежским и шведским королевским родам (в сагах этих саамов называют финнами). В связи с данным вопросам интересным представляются отношения с жителями Каянова моря, с которыми то воевали, то вместе выступали против тех, кого считают классическими викингами. Источники знают все. Многие истории пересочинились в послепетровскую эпоху (за редким исключением) не имееют под собой репрезентативной источниковой базы. Однако, есть все основания полагать, что православие пришло на северные берега Ладоги через Старую Ладогу и Кякисалми или Новгород. Непонятно почему в официальной литературе христианство считается подарком русских карелам, а не даром финно-угров финно-уграм и почему добровольное принятие христианства считают чуть ли не чудом? За успехом православия с таким же успехом могли лежать и экономические рычаги, но это голословно, поскольку источники не подтверждают и такой версии.