Строка 109: | Строка 109: | ||
Все жители названных деревень называли себя сямозерцами, добавляя при этом, из какой деревни родом. | Все жители названных деревень называли себя сямозерцами, добавляя при этом, из какой деревни родом. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
В 4-х км на восток от деревни расположены две ламбушки — Корбиламби (''корби'' — тайга). | В 4-х км на восток от деревни расположены две ламбушки — Корбиламби (''корби'' — тайга). |
Версия 20:53, 23 февраля 2010
Деревня Сямозеро
Сямозеро.ру >> Сямозеро | Сямозерье \ Деревня Сямозеро
Сямозеро... В этом слове слышится спокойствие и легкий плеск волн чудесного озера, вспоминаются солнечные блики на волнах, теплый песок, запах воды и цветов, открытость и дружелюбие людей. А еще охватывает чувство умиротворения и ощущение себя на месте, дома. Что это? Генетическая память, доставшаяся в наследство от многих поколений предков, чья жизнь прошла здесь, или же просто мощная энергетика этого уголка Карелии? Верующие люди говорят: «Намоленное место».
Да, деревня Сямозеро веками была центром Сямозерского прихода. Нынешнее название деревни появилось не так давно, только в двадцатом веке, когда три ее части — Погост, Диеккал и Тювелица — застраиваясь и расширяясь, объединились.
Домов до 1941 года в деревне было больше 50.
Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Деккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями - Богоявленской и Успенской(зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна - Успенская церковь. Церкви стояли на самом берегу озера. Сюда приходили люди из многих близких и даже довольно далеких деревень. Намоленное место.
Успенская церковь действовала до 1930 года, а здание простояло еще дольше. В последнее время оно использовалось как клуб и сгорело в начале 1960-х. Церковь была большая, с высокими окнами. Внутрь вела широкая лестница, по которой прихожане поднимались на второй этаж. Колокольня стояла отдельно. Вокруг, как принято, было кладбище, огороженное узорной чугунной оградой. Наверное, в прежние века красиво смотрелись и далеко были видны стоящие у воды церкви. Красиво смотрелась и сама деревня с карельскими домами вдоль берега. Дома исстари строились не как придется, а в ряд, окнами к дороге, почти по всей деревне проходящей по берегу. Поэтому и дома развернуты к озеру. А на самом берегу стояли только бани. Берег держали открытым и чистым. За домами были огороды, а дальше — поля, вплоть до леса на горе.
Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища, непосредственно при входе в деревню она разветвляется и бежит, огибая песчаный берег озера, в двух направлениях — налево, к местечку Юурикку, где раньше находились тювельские поля, и направо — к Диеккалу и Погосту, убегая дальше — в Кяргялу, расположенную в километре от Сямозера, и Ахпойлу.
Там, где кончается Тювелица, в середине деревни, чуть подальше от дороги, ближе к полям, стоят вековые ели. Это старое кладбище, которое называлось Тювельским. Последние захоронения там сделаны около 1930 года. Сейчас там нет крестов, видны только холмики могил, но люди по-прежнему навещают их.
На Диеккал берег каменистый и намного более крутой, нежели на Тювелице. Огромные валуны лежат и на берегу, и на дне озера. А на Погосте, где стояла церковь, глубоко почти у самого берега. Нырять там можно прямо с прибрежных мостков. По рассказам очевидцев, когда вскоре после революции 1917 года церковь разрушали, колокольню уронили в озеро, и большой колокол ушел на дно, где и лежит по сей день. О церковных колоколах в Сямозере существует не одна легенда.
А за деревней, около залива Авадлахти, есть родник с удивительно чистой, вкусной и всегда очень холодной водой. Его называют «Холодный ручей». Старожилы Сямозера вспоминают, что раньше там стоял крест и лежал берестяной ковш. Возвращаясь с полевых работ или из леса, люди приходили к роднику, где можно было напиться студеной воды, и обязательно крестились перед этим. Место считали святым.
В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас немного. Но многие из дачников, навещающих Сямозеро летом— потомки старинных сямозерских родов, которые ведут свое начало с середины 17 века согласно документальным данным, а фактически с намного более раннего периода.
Белокуровы.
Два дома Белокуровых стояли на Тювелице напротив друг друга. Их оба называли Педрин — по имени Петра Трифоновича Белокурова (1772 — 1852). Первый из них, более старый, отличался от других домов в деревне. Он был значительно шире, на второй этаж вела не одна лестница, как обычно, а две, с разных сторон. Дом сгорел в 1942 году. Второй дом стоит и сейчас. Он интересен тем, что избежал переделок и сохранился почти без изменений. Фамилия Белокуров тоже началась от Петра Трифоновича. Происхождение фамилии неизвестно, наверное члены семьи были светловолосыми.
Евсеевы. Дом Евсеевых (Фадин) до сих пор стоит на погосте. Откуда взялось название — неизвестно. Фамилия берет начало от имени Евсея Семеновича (1809 — 1832).
Елкины. Дом Елкиных был на Диеккал. Он назывался Юакойн, по имени хозяина — Якова Прокопьевича Елкина (1876 — 1941/45).
Происхождение фамилии неизвестно. Она появляется впервые у детей сямозерского крестьянина Прокопия Кузьмича (1827 — 1893).
Иконниковы. Два дома Иконниковых и сегодня стоят на Погосте. Один из них носил имя Лаурин — по имени владельца, крестьянина Лаврентия Ерофеевича Иконникова (1841 — 1899), другой назывался Дешин — от имени Ефим, но такого имени в роду Иконниковых не встречается, поэтому происхождение названия остается неясным. Фамилия появилась в употреблении в середине 19 века, происхождение неизвестно.
Костины, Костиловы. Дом Костиных был на Погосте, дом Костиловых (Костилован) — на Тювелице. Изначально фамилия была — Константинов. Основатель ее — Константин Андреевич (1732 — после 1782), сямозерский крестьянин. Внуки его были уже Костины, а правнуки по одной линии стали Костиловыми.
Лебедевы. В настоящее время в деревне сохранилось три дома Лебедевых на Тювелице. Два из них раньше называли Майдойзин. Происхождение названия неизвестно. В одном из них, двухэтажном, долгие годы была школа. В настоящее время оба принадлежат потомкам рода. Третий дом — Онтонан, по имени Лебедева Антона Моисеевича (1837 — 1885). Фамилия Лебедев начала упоминаться в церковных книгах с 1861 года. Происхождение фамилии также пока неизвестно.
Макаровы. Два дома Макаровых : Трошин — стоит на Тювелице, и Херойн — находился на Диеккал (сгорел). Первый получил название по имени Трофима Макаровича (1832 — 1902), второй — по имени его сына Герасима Трофимовича (1858 — 1941). Фамилия же Макаровых началась от отца Трофима Макаровича — Макара Феопентовича (1771 — 1846).
Осиповы. Дом Осиповых (Осипан) был на Тювелице. Сейчас на этом месте магазин. Фамилия берет свое начало от имени Осипа Григорьевича (1808 — 1877), который, согласно ревизским сказкам 1850 года, был «переписан из Вешкельского общества деревни Поткусельги в 1835 году» в Сямозеро. Жена Осипа Григорьевича была из Сямозера, так что по женской линии род Осиповых тоже уходит своими корнями в сямозерскую историю.
Палкины. Палкиных в Сямозере было много. Дома были во всех частях деревни. Фамилия начинается с детей Якова Терентьевича 1779-1845), происхождение ее неизвестно.
Пезяевы. Пезяевы имели два дома в Сямозере. Один из них был на Тювелице (Нестарин), другой — на Погосте (Пезян). Дом Нестарин получил название от имени тестя Григория Васильевича Пезяева — сямозерского крестьянина Нестора Трофимовича (1820 — 1889). Очевидно, Григорий Васильевич после женитьбы пришел в дом жены (кодавявю). Происхождение фамилии неизвестно.
Петуховы. Дома Петуховых (Кукойн и Кузькан) сохранились до сих пор и стоят почти рядом на Диеккал. Первый называется по фамилии владельцев, второй — по имени Кузьмы Еремеевича Петухова (1872 — 1930/31). Происхождение фамилии неизвестно. Впервые упоминается она у Еремея Амосовича Петухова (1846 — 1882).
Поповы. Домов Поповых в Сямозере было несколько. Они стояли на Погосте и Диеккал. Два дома назывались Акиман: старый, в настоящее время не существующий, дом Акима Алексеевича Попова ( 1812 — 1889) и второй, позднее построенный его сыном Степаном Акимовичем и внуком Ефимом Степановичем Поповыми (сгорел в 1946 году). Оба получили название по имени владельца первого из них. Рядом с домом Акима Алексеевича стоял дом Иллян, названный так в честь одного из основателей родовой ветви — Ильи Артемьевича Попова (1780 — 1865). Этого дома тоже уже нет. На берегу, напротив церкви — двухэтажный дом Попова Александра Андреевича (1858 — 1909). В этом доме перед войной была библиотека. Нежилой, он стоит и по сей день. С другой сторы церкви, тоже на самом берегу находится дом Гавройн. Он принадлежал Василию Гвриловичу Попову и назван по имени его отца Гавриила Акимовича. Еще один дом Поповых, который был построен позднее и принадлежал сыну Александра Андреевича Попова Ивану, находится на Тювелице. Фамилия Попов появилась в Сямозере в 1788 году, с приездом туда Артемия Акакиевича Попова (1753 — 1819), который был сыном священника Вешкельской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Артемий Попов был женат на дочери сямозерского священника, предки которого из Сямозера.
Пряжинские. Дом Пряжинских стоял на Погосте. В сталинские времена семья была выслана, а дом разобран. Фамилия употребляется, начиная от дьячка Сямозерской церкви Павла Федоровича Пряжинского (1810 — 1879). Его отец был священником в Пряже. По линии жены Павла Федоровича род Пряжинских берет свое начало из Сямозера.
Слоевы. Два дома Слоевых стояли на Тювелице. Один из них сгорел примерно в 1946 году. Второй, небольшой дом, стоит до сих пор. Происхождение фамилии неизвестно, скорее всего она просто придумана. Фамилия начинает употребляться, начиная с Ильи Алексеевича Слоева (1867 — после 1915). Отец Ильи Алексеевича был родным братом Михаила Максимовича Тестова.
Тестовы. Два дома Тестовых находились на Тювелице.
Происхождение фамилии неизвестно. Первый ее носитель — Михаил Максимович Тестов (1823 — 1885).
Титовы. Дом Титовых (Титайн) стоит на Диеккал. Он построен в начале 20-го века. Старый дом Титовых был рядом с ним. Фамилия начинается от Тита Егорова (1784 — 1863). Дом тоже назван его именем.
Фомины. Сямозерский род Фоминых берет свое начало от рода Чивчиевых. Один из домов Чивчиевых (Чиучойн) до сегодняшнего дня стоит на Диеккал, второй, который находился недалеко от первого, был разрушен во время войны. Происхождение фамилии неизвестно, по-русски «чиучой» — воробышек. Впервые фамилия упоминается применительно к семье сямозерского крестьянина Алексея Андреевича (1740 — 1804).
Это только некоторые из сямозерских фамилий. Есть и другие, носители которых появились в Сямозере позже, как например Семён и Роза Молошкины и их дети, а также совсем недавно, но для этих людей Сямозеро стало не менее родным. И строятся новые дома, возводится часовня на месте прежней Успенской церкви, обустраиваются родники, живет деревня.
Существует много красивых мест, которые не могут не нравиться, но есть места, в которые влюбляешься. Сямозеро — одно из них.
Некоторые факты
Это на южном берегу озера, в районе деревни Сямозеро два полуострова (смотри карту): Рузнаволок (по-карельски Руйзниеми, руйз — рожь, ниеми — полуостров) и Азанаволок. От Азанаволака идёт несколько островов, отделяя большое открытое озеро от деревни: Кукой-суари, Ранду-суарет (3 острова, ранду – берег), Муеру-суари — Черный остров (много елей), Лехти-суари (лиственный лес). Затем с небольшим перерывом идут: Кода-суари (клетка-остров), Ваза-суари (телячий остров), Кивиниеми-суари (каменномысный остров), Пелдосуари (Полевой остров), известный по легендам как Руочин-саари (Шведский остров).
Деревня Сямозеро (Сяямярви; о происхождении названия смотри статью об озере) — основная деревня. Прилежащие к ней, относящиеся к Сямозеру:
- Кяргяла – Кяргялю – 1 км от Сямозера
- Ахпойла – Ахпойлу - 2 км от Сямозера
- Чуралахта – Чуралахту - 5 км от Сямозера
- Шапнаволок – Шапниеми - 7 км от Сямозера на северо-восток
- Алекка – Олекку - 3 км от Сямозера на юг.
Все жители названных деревень называли себя сямозерцами, добавляя при этом, из какой деревни родом.
В 4-х км на восток от деревни расположены две ламбушки — Корбиламби (корби — тайга).
Из Сямозера, в районе деревни Шапнаволок, берет начало река Сяпся. Она имеет много порогов, по ней сплавляли лес, проходит она через Волот-озеро. В устье реки расположен поселок Сяпся. В прошлом на реке были две мельницы: в 1,5 км от устья - «Тюккю» и в 5 км от устья – «Кракули». Река протекает по лесным и болотистым местам.
Горушки в деревне назывались «раякко». К слову добавлялось имя кого-то из жителей деревни, например Нестарин раякко. Горушка находилась на расстоянии до 1–1,5 км от дома этого хозяина. Пашин мяги. Юрку мяги.
Есть отдельные камни-валуны. Киймин-киви расположен перед низменным местом Киймин-уал, где были деревенские покосы (киймин – пойманный, спутанный). Камень Кийминдал интересен тем, что на нем высечены 8 фамилий и дата 18.
Болот много. Корбисуо (Таежное), Суарисуо (Остров-болото), Чиркассуо. Все они на расстоянии 3-4 км от деревни.
Ближнее к деревне поле – Авадлахти – низменное место сразу от Погоста. Тагахуухту – на задах деревни, пашни, созданные путем выжига на месте леса. Чууру-пейкку (дословно – поля из песка) – сразу от Тювелицы. Редуйне, Грезине – за 1,5 км от деревни. Юрики (Юурикку)– за крутыми горками от Тювелицы. Канзахуухту. Руйзниемен пеллот – поля у Руйзнаволока. Хуабужимой – от Старшинан мяги за Кяргялой в сторону Ахпойлы (справа от деревень).
Покосы были большими, на расстоянии 5 – 10 км от деревни: Корби, Оя, Горбул, Маннингу (вдоль реки Сяпся), Суарисуон, Кийминуоя. На покосах стояли сараи для хранения сена.
Часовенки были в каждой из перечисленных деревень. В трех сохранились до настоящего времени. В Ахпойле часовня находится под охраной государства (есть табличка), 16 век. Только нет ни одной старой иконы. Двери без петель – очень интересная конструкция. Часовня в деревне Кяргяла с крестом «Воздвиженье». Кресту более 300 лет. Запись староцерковной вязью и дата. Сама часовенка маленькая. Церкви были только в Сямозере (сгорели).
Крупный рогатый скот пасли в лесу, а лошадей, жеребят, телят, овечек на лето увозили на остров Руочинсуари (Шведский), потом он назывался Пелдосуари (Полевой остров). На Полевом были поля: сеяли зерно, косили сено, был сарай для хранения сена.
До 40-х годов в Петрозаводск дорога была через Пряжу, а в дореволюционное время были тропы-дороги, чаще зимние: Сямозеро – Кракули – Маркелицы – Падозеро – Виданы – Бесовец – Петрозаводск. Чаще это был санный путь. А грунтовые дороги вокруг озера от деревни к деревне и до Финляндии были всегда.
Мосты – через Сяпсю – один - на 60-м км от Петрозаводска, другой – за 10 км от Сямозера, по старой дороге (Манкин мост).
Родники. Их много. Самый замечательный – между деревнями Сямозеро и Кяргяла, называется Холодный Ручей. Вода вытекает из-под горы с большим напором круглый год. Не меняет ни цвета, ни вкуса, по течению ручья – зеленая трава под водой круглый год. По словам прабабушек даже мельница там была. Состав воды по данным Института водных ресурсов КНЦ РАН:
M 0,10 HCO346Cl32SO422 Mg43Ca36Na18 PH 6,3 CO2 св 11,0 мг/л He 5*10 -5 Rn 2,4 * 10 -10 кюри/л Г 24,8 мл/л N2 65,8 О2 22,2 СО2 2 об %
Полосы между полями – пиендарет. Стог – суабру.
Деревенские праздники
Деревня Сямозеро имела три престольных праздника:
- Троица — праздник Тювелицы.
- В этот день на площади около креста проводились ярмарки приезжими из Олонца, Петрозаводска и т.д. Торговали всем необходимым.
- Успенье Богородицы, 28 августа — праздник Сямозерского погоста.
- Ярмарка была на погосте.
- Крещение, 19 января — общий для всей деревни праздник.
- В большой проруби («иордане») купались как взрослые, так и дети.