Материал из Сямозеро.ру
Строка 2: Строка 2:
 
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерский погост}}
 
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерский погост}}
  
[[image:Vid_Sjamozerskogo_pogosta.Pogost.jpg|left|thumb|320px|Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги [[Мирон Смирнов|Мирона Смирнова]] [[Голос карела|"Голос Карела"]], 1890 год.]]
+
[[image:Vid_Sjamozerskogo_pogosta.Pogost.jpg|left|thumb|320px|Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги [[Мирон Смирнов|Мирона Смирнова]] [[Голос карела|«Голос Карела»]], 1890 год.]]
  
Сямозерский [[погост]] — это там где раньше были церкви на [[Сямозерье|Сямозеро]]. Это часть [[деревня Сямозеро|деревни Сямозеро]], на полуострове Азанаволок. Там стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. При "союзе" зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела уже в наше время, в начале 1960-х.
+
Сямозерский [[погост]] — это там где раньше были церкви на [[Сямозерье|Сямозере]]. Это часть [[деревня Сямозеро|деревни Сямозеро]], на полуострове в сторону Кяргяля. Там стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. Что сталось с летней церковью, и когда — не ясно. А зимнюю большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. Уже позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х.
  
В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как ''выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины''. [[Сямозеро|Озеро]] тогда называли ''Сям'' или ''Сам'', а деревню — ''Гайнаволок'' или ''Гейнаволок''. Название "деревня Сямозеро погостская" появляется в метрических книгах только в самом конце 19 – начале 20 века.
+
В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как «выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины». Деревню тогда называли «Гарнаволок» или «Гавнаволок». Название «деревня Сямозеро погостская» появляется в метрических книгах только в самом конце 19 — начале 20 века.
  
Точной даты основания церквей нет {{fixme|(или есть? [[контакты|подскажите]])}}. Первое упоминание о церкви относится к 1563 году, они упоминаются и в легенде о [[Руочин саари]]. Но построены они были не ранее середины 13 века, времени крещения населения тогдашней [[Карелия|Карелии]].
+
Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о [[Руочин саари]] церкви уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.
  
  
Строка 16: Строка 16:
  
 
[[карелы ливвики|Карелы]] — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в [[Сямозеро|озеро]], на волю волн: '''куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма'''. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.|[[Мирон Смирнов]]|[[Голос карела]], 1890.}}
 
[[карелы ливвики|Карелы]] — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в [[Сямозеро|озеро]], на волю волн: '''куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма'''. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.|[[Мирон Смирнов]]|[[Голос карела]], 1890.}}
 +
 +
 +
{{more||[[колокол|Затопленный колокол Сямозерского погоста]]|[[Руочин_саари|Легенда о Руочин-саари]]|[[История Сямозерья]]}}

Версия 22:10, 27 февраля 2010

Сямозерский погост

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  Сямозерский погост

Вид Сямозерского погоста с окрестными деревнями. Из книги Мирона Смирнова «Голос Карела», 1890 год.

Сямозерский погост — это там где раньше были церкви на Сямозере. Это часть деревни Сямозеро, на полуострове в сторону Кяргяля. Там стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. Что сталось с летней церковью, и когда — не ясно. А зимнюю большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. Уже позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х.

В 16-17 веках Сямозерский погост упоминается как «выставка Олонецкого Рождественского погоста Обонежской пятины, Заонежской половины». Деревню тогда называли «Гарнаволок» или «Гавнаволок». Название «деревня Сямозеро погостская» появляется в метрических книгах только в самом конце 19 — начале 20 века.

Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о Руочин саари церкви уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.


Легенда о Сямозерском погосте

Не лишено интереса предание о сооружении местной приходской церкви на погосте. В XIII в., в княжение Ярослава Всеволодовича, обонежские карелы без всяких насильственных мер приняли христианство. Сямозеро, находясь в лучших условиях пред другими поселениями края, по значительной величине и рыбности озера, было заселено трудолюбивым и промышленным народом. С принятием христианства, у здешних карел явилась первая жизненная потребность христианского общества — иметь дом для молитвы. Священников тогда ещё не было; их заменяли в народе ревнители святой веры из той же крестьянской среды. Когда задумана была постройка храма, — всякая из деревень, окружающих Сямозеро, желала иметь его у себя.

Карелы — вообще народ не вздорный — собрали со всех селений скоп, или сходку, для выбора из среды себя благочестивых и добросовестных людей, которым поручили решить настоящий вопрос. Долго выборные ничего не могли придумать и стали просить Бога, чтобы он указал место для церкви. По народному преданию, одному из благочестивых жителей было указание во сне, как поступить в этом случае. Собравшись, выборные пришли на берег озера, где стоял хороший строевой лес, вырубили 200 концов, связали их в один плот и пустили с молитвою к Богу в озеро, на волю волн: куда принесёт ветром плот, там, значит, и есть Богом выбранное место для храма. Несколько дней плот носило по озеру, наконец он остановился на том самом месте, где красуются теперь две церкви Сямозерского прихода. Действительно, здесь нельзя было выбрать лучшего места.