Материал из Сямозеро.ру
(Новая страница: «= Киимиенкивел = {{tracking|Сямозеро |  Сямозерье|Киимиенкивел}} [[Файл:IMG_7482.jpg|400…»)
 
 
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
 
{{tracking|[[Сямозеро]] |  [[Сямозерье]]|Киимиенкивел}}
 
{{tracking|[[Сямозеро]] |  [[Сямозерье]]|Киимиенкивел}}
  
[[Файл:IMG_7482.jpg|400px|thumb|left|Киимиенкивел — сказочный камень. 2013]]
+
 
 +
[[Image:IMG_7482.jpg|350px|right|Киимиенкивел — сказочный камень. 2013.]]
 
Киимиенкивел — большой, в полтора человеческих роста, камень пирамидальной формы. Находится в лесу между деревнями [[Деревня_Сямозеро|Сямозеро]] и [[Кяргялa]].  
 
Киимиенкивел — большой, в полтора человеческих роста, камень пирамидальной формы. Находится в лесу между деревнями [[Деревня_Сямозеро|Сямозеро]] и [[Кяргялa]].  
  
Строка 8: Строка 9:
  
 
Камень имеет сказочный вид. Огромный валун, местами покрытый мхом, с одной плоской гранью, как будто специально предназначенной для сообщения путнику. Как камень на распутье в старинных легендах.
 
Камень имеет сказочный вид. Огромный валун, местами покрытый мхом, с одной плоской гранью, как будто специально предназначенной для сообщения путнику. Как камень на распутье в старинных легендах.
[[Файл:IMG_7488.jpg|x200px|thumb|right|Дата, высеченная на камне. 2013.]]
 
  
И высеченная надпись на этой грани была. К сожалению, до сегодняшнего дня она не сохранилась. По словам учителя истории Эссойльской средней школы Анатолия Андреевича Васильева, там было написано, что камень привезен и поставлен [[Мирон Смирнов|Мироном Смирновым]]. Установлен он в честь отмены крепостного права в 1861 году. Дата на камне сохранилась до настоящего времени: 25.5.1868.
+
И высеченная надпись на этой грани была. По словам учителя истории Эссойльской средней школы Анатолия Андреевича Васильева, там было написано, что камень привезен и поставлен [[Мирон Смирнов|Мироном Смирновым]]. Дата на камне сохранилась до настоящего времени: 25.5.1868.
  
 
Название камень получил, видимо, по месту нахождения. Находящаяся рядом низина называлась Кииминоал. И о ней, и о камне упоминает в своих рассказах, событийно относящихся к концу 19 века, сямозерец [[Попов Ефим Степанович|Ефим Попов]].
 
Название камень получил, видимо, по месту нахождения. Находящаяся рядом низина называлась Кииминоал. И о ней, и о камне упоминает в своих рассказах, событийно относящихся к концу 19 века, сямозерец [[Попов Ефим Степанович|Ефим Попов]].
Строка 17: Строка 17:
  
  
<table border="1">
+
В&nbsp;2011 году камень был исследован кандидатом исторических наук М.М. Шахновичем.
    <tr>
+
 
      <td>
+
{{цитата|'''Мемориальный камень в&nbsp;д. Сямозеро.'''
[[image:IMG_7481.jpg|none|x230px|Киимиенкивел. 2013.]]
+
 
      </td>
+
В&nbsp;8&nbsp;км к&nbsp;северо-западу от&nbsp;п. [[Эссойла]] Пряжинского района был зарегистрирован интересный исторический объект&nbsp;&mdash; валун с&nbsp;памятной надписью середины XIX в.[11] Некоторые старожилы [[Сямозерье|Сямозерья]] и&nbsp;раньше знали о&nbsp;его существовании, но&nbsp;мы&nbsp;не&nbsp;располагаем информацией о&nbsp;нём в&nbsp;каких-либо печатных работах, в&nbsp;частности, в&nbsp;двух недавних изданиях, посвященных истории и&nbsp;культуре этого края[12].
      <td>
+
 
[[image:IMG_7478.jpg|none|x230px|Киимиенкивел. Грань с высеченным текстом. 2013.]]
+
Камень находится на&nbsp;песчаном холме в&nbsp;непосредственной близости к&nbsp;[[А133|шоссе Суоярви&nbsp;&mdash; Петрозаводск]] &nbsp;&mdash; в&nbsp;40&nbsp;м к&nbsp;северу от&nbsp;края дорожной обочины. Только чудом он&nbsp;не&nbsp;был уничтожен при реконструкции и&nbsp;значительном расширении трассы автодороги в&nbsp;2000-х гг. Нужно отметить, что в&nbsp;0,15&nbsp;км к&nbsp;западу от&nbsp;валуна проходит заброшенная дорога, ведущая к&nbsp;д. Сямозеро. Возможно, это остатки старинного тракта, соединявшего Пряжу и&nbsp;[[Деревня_Сямозеро|Сямозеро]].
      </td>
+
 
      <td>
+
[[Image:sh3.jpg|300px|right|Киимиенкивел. Надпись на камне. 2011. © М.Шахнович]]
[[image:IMG_7490.jpg|none|x230px|Киимиенкивел. 2013.]]
+
[[Image:sh4.jpg|300px|right|Киимиенкивел. Копия надписи. 2011. © М.Шахнович]]
      </td>
+
Местность в&nbsp;этой части Сямозерской долины, сформировавшаяся в&nbsp;период позднеледниковья наносными песчаными грунтами, не&nbsp;изобилует крупными камнями на&nbsp;поверхности. Гранитный валун пирамидальной формы выразительно располагается в&nbsp;одиночестве на&nbsp;южном склоне холма, поросшего смешанным лесом. Высота камня с&nbsp;юга&nbsp;&mdash; 2,6&nbsp;м, с&nbsp;севера&nbsp;&mdash; 2,15&nbsp;м. Из&nbsp;его четырёх сторон для размещения надписи избрана западная плоскость, наверно, из-за её&nbsp;бОльшей естественной гладкости. Наклон этой стороны валуна&nbsp;&mdash; около 500, ширина&nbsp;&mdash; 3,2&nbsp;м. Отметим, что на&nbsp;валуне только сторона с&nbsp;надписью не&nbsp;имеет мха на&nbsp;поверхности. Возможно, он&nbsp;был удалён при расчистке текста. Какие-либо попытки абразивного заглаживания поверхности камня и&nbsp;поздние повреждения не&nbsp;отмечены.  
    </tr>
+
 
  </table>
+
Надпись просматривается только при косом освещении. Выбивка производилась железным орудием. Глубина выбивок&nbsp;&mdash; 2&ndash;3&nbsp;мм, ширина&nbsp;&mdash; 8&nbsp;мм. Высота нижней части текста над землёй&nbsp;&mdash; 0,6&nbsp;м. Максимальные размеры текста&nbsp;&mdash; 1,1&nbsp;м по&nbsp;вертикали и&nbsp;1,7&nbsp;м по&nbsp;горизонтали. (рис.&nbsp;2)
 +
 
 +
Выбивка на&nbsp;валуне изначально задумывалась как декоративная. Шесть строк примерно симметрично уравновешены относительно вертикальной и&nbsp;горизонтальных осей надписи и&nbsp;нанесены с&nbsp;учётом размеров плоскости камня. Каждая строка начинается с&nbsp;заглавной буквы, преднамеренно имеющей бОльшую высоту (13&ndash;15&nbsp;см), чем строчные (6&ndash;8&nbsp;см). Прописные и&nbsp;некоторые строчные буквы&nbsp;(&laquo;б&raquo;, &laquo;ъ&raquo;, &laquo;ц&raquo;) красиво выписаны по&nbsp;правилам каллиграфии XVIII&nbsp;&mdash; 1&nbsp;половины XIX&nbsp;в.
 +
 
 +
При предварительном визуальном осмотре надписи удалось прочесть большую часть текста: &laquo;Сей камень сеюбтывъОлон... губВгод Уроженцемъ деркяргялы МирНикь мирновъ 1825/568&nbsp;г&raquo;. Не&nbsp;исключено, что некоторые буквы нами были неверно истолкованы, и&nbsp;надо признать, что пока некоторые слова остаются непонятными и&nbsp;требуется дополнительное исследование.
 +
 
 +
Автор&nbsp;и, вероятно, исполнитель надписи был местным уроженцем, грамотным человеком, хорошо знакомым с&nbsp;правилами правописания. Что побудило его выбить данный текст, во&nbsp;многом остаётся загадкой. Однако, очень соблазнительно связать данную надпись с&nbsp;интересным и&nbsp;незаурядным уроженцем&nbsp;д. Кяргала [[Мирон Смирнов|Смирновым Мироном Николаевичем]] (1820&ndash;1895 гг.)[13]. Известный предприниматель, щедрый благотворитель, активный краевед, он&nbsp;сотрудничал с&nbsp;Русским географическим обществом и&nbsp;Олонецким музеем, писал в&nbsp;губернскую газету небольшие, но&nbsp;интересные и&nbsp;важные статьи и&nbsp;очерки по&nbsp;географии, этнографии и&nbsp;истории Карелии. М.Н. Смирнов опубликовал свою биографию, из&nbsp;которой хорошо видно, что по&nbsp;политическим взглядам он&nbsp;был монархистом и&nbsp;патриотом своего края[14]. Известны два его публичных обращения с&nbsp;искренним &laquo;выражением народных верноподданических чувств&raquo; по&nbsp;поводу неудачных покушений террористов на&nbsp;царя-реформатора Александра II[15]. Второе нападение, произведённое в&nbsp;Париже А.И. Березовским, произошло 25&nbsp;мая 1867&nbsp;года. С&nbsp;большой степенью уверенности можно предположить, что памятная надпись сделана в&nbsp;годовщину этого события. Тем более, что в&nbsp;мае 1868&nbsp;г. М.Н. Смирнов, постоянно проживавший в&nbsp;Финляндии, находился на&nbsp;родине[16].
 +
 
 +
По&nbsp;информации местных жителей в&nbsp;юго-восточном Сямозерье известно ещё два подобных камня с&nbsp;надписями.
 +
 
 +
::[11] В&nbsp;КГКМ об&nbsp;этой находке сообщила Ксения Анатольевна Ярош.
 +
::[12] Сямозерские чтения (доклады, материалы). Петрозаводск, 2006; История и&nbsp;культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008.
 +
::[13] Пашков А.М. Мирон Смирнов&nbsp;&mdash; карельский предприниматель и&nbsp;краевед второй половины XIX века // История и&nbsp;культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 679&ndash;708.
 +
::[14] Смирнов М.Н. [[Голос карела|Голос карела]]. СПб., 1890.
 +
::[15] Пашков А.М. Мирон Смирнов ... С. 687&ndash;688.
 +
::[16] Там&nbsp;же. С. 700.
 +
 
 +
|М.М.Шахнович|&laquo;Открытия монументальных объектов XVIII&nbsp;&mdash; XIX&nbsp;вв. в&nbsp;Карелии&raquo;. Поморские чтения по&nbsp;семиотеке культуры, вып.&nbsp;6. Геоисторические и&nbsp;геоэтнокультурные образы и&nbsp;символы освоения арктического пространства. Архангельск, 2012, с. 145-150. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/sh_3.htm}}
 +
 
 +
:{{fixme|Материал опубликован с согласия автора.}}
 +
 
 +
 
 +
Сегодня только благодаря копии, сделанной М.М. Шахновичем, есть возможность увидеть, что&nbsp;же именно было написано на&nbsp;камне. В&nbsp;настоящее время оригинальный текст совсем не&nbsp;просматривается. Очень надеемся, что со&nbsp;временем, собрав все свидетельства и&nbsp;фотографии, сможем полностью восстановить надпись.
 +
 
 +
Почти с&nbsp;полной уверенностью можно сказать, что текст на&nbsp;камне выбит Мироном Смирновым. В&nbsp;надписи явно читается: Мир. Ник. Трифонов. Согласно ревизским сказкам и&nbsp;другим церковным документам, в&nbsp;середине 19&nbsp;века в&nbsp;[[Кяргялa|Кяргяле]] не&nbsp;было ни&nbsp;одного Мирона, кроме [[Родослов_Кяргяла_Смирновы|Смирнова]]. Тем более не&nbsp;было другого Мирона Николаевича. И&nbsp;хотя к&nbsp;этому времени крестьяне уже получали фамилии, в&nbsp;быту наверняка было принято называть людей так, как это делалось раньше&nbsp;&mdash; имя рядом с&nbsp;именем отца. В&nbsp;дополнение прибавлялось родовое имя или название дома, из&nbsp;которого был человек. Поэтому Мирон Смирнов вполне мог назвать себя так: Мирон Николаев Ермолин (по&nbsp;имени отца и&nbsp;деда).
 +
 
 +
Поскольку другого Мирона Николаевича в&nbsp;деревне не&nbsp;было, оставалось выяснить, почему он&nbsp;назвал себя Трифоновым. Дело осложнялось тем, что в&nbsp;роду Мирона Смирнова на&nbsp;протяжении четырех предыдущих поколений нет ни&nbsp;одного Трифона ни&nbsp;по&nbsp;какой линии. Да&nbsp;и&nbsp;в&nbsp;целом в&nbsp;Кяргяле имя Трифон употреблялось чрезвычайно редко, последний случай был во&nbsp;второй половине 18&nbsp;века. То&nbsp;есть, так мог называться только дом.
  
 +
В&nbsp;ревизских сказках 1811 года есть сведения о&nbsp;том, что некий Ахтамон Трифонович, к&nbsp;тому времени одинокий, проживал вместе с&nbsp;семьей кяргяльского крестьянина Якова Ермолаевича. Кто из&nbsp;них к&nbsp;кому пришел&nbsp;&mdash; неизвестно, но&nbsp;скорее всего более молодой Яков был взят в&nbsp;дом Ахтамона Трифоновича. Это было принято в&nbsp;[[Сямозерье]] вплоть до&nbsp;20-го века. Если в&nbsp;доме не&nbsp;было наследников, брали в&nbsp;семью молодых родственников с&nbsp;семьями, близких или дальних. Ахтамон Трифонович мог быть в&nbsp;отдаленном родстве с&nbsp;Яковом Ермолаевичем в&nbsp;прошлом. Эту связь установить не&nbsp;удалось, но&nbsp;факт остается фактом&nbsp;&mdash; они жили в&nbsp;одном доме. Дом мог называться Трифоновым, по&nbsp;имени прежнего хозяина&nbsp;&mdash; отца Ахтамона. У&nbsp;Якова Ермолаевича в&nbsp;семье была только одна дочь, которая впоследствии вышла замуж и&nbsp;ушла к&nbsp;мужу. В&nbsp;доме детей не&nbsp;осталось. Родных братьев у&nbsp;него не&nbsp;было, сестры были замужем за&nbsp;пределами деревни. Поэтому в&nbsp;его дом, точно так&nbsp;же, как и&nbsp;он&nbsp;когда-то, мог прийти сын двоюродного брата, кем и&nbsp;был Мирон Смирнов. Тогда вполне вероятно, что Мирона в&nbsp;Кяргяле звали именно так&nbsp;&mdash; Мирон Николаев Трифонов (то&nbsp;есть из&nbsp;Трифонова дома), и&nbsp;подпись свою на&nbsp;камне он&nbsp;поставил, как это было принято и&nbsp;понятно в&nbsp;деревне, несмотря на&nbsp;то, что к&nbsp;тому времени уже носил фамилию Смирнов.
  
 +
Других Трифонов в&nbsp;Кяргяле на&nbsp;протяжении столетия не&nbsp;было, поэтому вариантов этому объяснению не&nbsp;имеется.
  
 +
Пока не&nbsp;удалось полностью расшифровать третью строку текста на&nbsp;камне. Может быть, она приоткроет еще какую-то тайну.
  
'''Добавить комментарий:'''
 
  
<comments />{{showComments}}
+
[[Image:IMG_7481.jpg|x230px|Киимиенкивел. 2013.]]
 +
[[Image:IMG_7478.jpg|x230px|Киимиенкивел. Грань с высеченным текстом. 2013.]]
 +
[[Image:IMG_7490.jpg|x230px|Киимиенкивел. 2013.]]
 +
[[Image:IMG_7488.jpg|x230px||Дата, высеченная на камне. 2013.]]
  
  

Текущая версия на 12:47, 14 мая 2020

Киимиенкивел

Сямозеро.ру >>  Сямозеро |  Сямозерье  \  Киимиенкивел


Киимиенкивел — сказочный камень. 2013.

Киимиенкивел — большой, в полтора человеческих роста, камень пирамидальной формы. Находится в лесу между деревнями Сямозеро и Кяргялa.

Когда-то в этих местах были поля и покосы, и к камню можно было пройти прямо по полям из обеих деревень. В ХХ веке, после революции, войн, национализации земель и репрессий, поля обрабатываться перестали, они заросли густым лесом. Но и тогда местные жители о камне помнили. Наши бабушки, собираясь в лес за ягодами или грибами, называли Киимиенкивел как ориентир — все сямозерцы хорошо знали, где он находится.

Камень имеет сказочный вид. Огромный валун, местами покрытый мхом, с одной плоской гранью, как будто специально предназначенной для сообщения путнику. Как камень на распутье в старинных легендах.

И высеченная надпись на этой грани была. По словам учителя истории Эссойльской средней школы Анатолия Андреевича Васильева, там было написано, что камень привезен и поставлен Мироном Смирновым. Дата на камне сохранилась до настоящего времени: 25.5.1868.

Название камень получил, видимо, по месту нахождения. Находящаяся рядом низина называлась Кииминоал. И о ней, и о камне упоминает в своих рассказах, событийно относящихся к концу 19 века, сямозерец Ефим Попов.

Таким образом, Киимиенкивел имеет свою уже почти полуторавековую историю в истории Сямозерья.


В 2011 году камень был исследован кандидатом исторических наук М.М. Шахновичем.

Мемориальный камень в д. Сямозеро.

В 8 км к северо-западу от п. Эссойла Пряжинского района был зарегистрирован интересный исторический объект — валун с памятной надписью середины XIX в.[11] Некоторые старожилы Сямозерья и раньше знали о его существовании, но мы не располагаем информацией о нём в каких-либо печатных работах, в частности, в двух недавних изданиях, посвященных истории и культуре этого края[12].

Камень находится на песчаном холме в непосредственной близости к шоссе Суоярви — Петрозаводск  — в 40 м к северу от края дорожной обочины. Только чудом он не был уничтожен при реконструкции и значительном расширении трассы автодороги в 2000-х гг. Нужно отметить, что в 0,15 км к западу от валуна проходит заброшенная дорога, ведущая к д. Сямозеро. Возможно, это остатки старинного тракта, соединявшего Пряжу и Сямозеро.

Киимиенкивел. Надпись на камне. 2011. © М.Шахнович
Киимиенкивел. Копия надписи. 2011. © М.Шахнович

Местность в этой части Сямозерской долины, сформировавшаяся в период позднеледниковья наносными песчаными грунтами, не изобилует крупными камнями на поверхности. Гранитный валун пирамидальной формы выразительно располагается в одиночестве на южном склоне холма, поросшего смешанным лесом. Высота камня с юга — 2,6 м, с севера — 2,15 м. Из его четырёх сторон для размещения надписи избрана западная плоскость, наверно, из-за её бОльшей естественной гладкости. Наклон этой стороны валуна — около 500, ширина — 3,2 м. Отметим, что на валуне только сторона с надписью не имеет мха на поверхности. Возможно, он был удалён при расчистке текста. Какие-либо попытки абразивного заглаживания поверхности камня и поздние повреждения не отмечены.

Надпись просматривается только при косом освещении. Выбивка производилась железным орудием. Глубина выбивок — 2–3 мм, ширина — 8 мм. Высота нижней части текста над землёй — 0,6 м. Максимальные размеры текста — 1,1 м по вертикали и 1,7 м по горизонтали. (рис. 2)

Выбивка на валуне изначально задумывалась как декоративная. Шесть строк примерно симметрично уравновешены относительно вертикальной и горизонтальных осей надписи и нанесены с учётом размеров плоскости камня. Каждая строка начинается с заглавной буквы, преднамеренно имеющей бОльшую высоту (13–15 см), чем строчные (6–8 см). Прописные и некоторые строчные буквы («б», «ъ», «ц») красиво выписаны по правилам каллиграфии XVIII — 1 половины XIX в.

При предварительном визуальном осмотре надписи удалось прочесть большую часть текста: «Сей камень сеюбтывъОлон... губВгод Уроженцемъ деркяргялы МирНикь мирновъ 1825/568 г». Не исключено, что некоторые буквы нами были неверно истолкованы, и надо признать, что пока некоторые слова остаются непонятными и требуется дополнительное исследование.

Автор и, вероятно, исполнитель надписи был местным уроженцем, грамотным человеком, хорошо знакомым с правилами правописания. Что побудило его выбить данный текст, во многом остаётся загадкой. Однако, очень соблазнительно связать данную надпись с интересным и незаурядным уроженцем д. Кяргала Смирновым Мироном Николаевичем (1820–1895 гг.)[13]. Известный предприниматель, щедрый благотворитель, активный краевед, он сотрудничал с Русским географическим обществом и Олонецким музеем, писал в губернскую газету небольшие, но интересные и важные статьи и очерки по географии, этнографии и истории Карелии. М.Н. Смирнов опубликовал свою биографию, из которой хорошо видно, что по политическим взглядам он был монархистом и патриотом своего края[14]. Известны два его публичных обращения с искренним «выражением народных верноподданических чувств» по поводу неудачных покушений террористов на царя-реформатора Александра II[15]. Второе нападение, произведённое в Париже А.И. Березовским, произошло 25 мая 1867 года. С большой степенью уверенности можно предположить, что памятная надпись сделана в годовщину этого события. Тем более, что в мае 1868 г. М.Н. Смирнов, постоянно проживавший в Финляндии, находился на родине[16].

По информации местных жителей в юго-восточном Сямозерье известно ещё два подобных камня с надписями.

[11] В КГКМ об этой находке сообщила Ксения Анатольевна Ярош.
[12] Сямозерские чтения (доклады, материалы). Петрозаводск, 2006; История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008.
[13] Пашков А.М. Мирон Смирнов — карельский предприниматель и краевед второй половины XIX века // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008. С. 679–708.
[14] Смирнов М.Н. Голос карела. СПб., 1890.
[15] Пашков А.М. Мирон Смирнов ... С. 687–688.
[16] Там же. С. 700.
 М.М.Шахнович,  «Открытия монументальных объектов XVIII — XIX вв. в Карелии». Поморские чтения по семиотеке культуры, вып. 6. Геоисторические и геоэтнокультурные образы и символы освоения арктического пространства. Архангельск, 2012, с. 145-150. http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/sh_3.htm
Материал опубликован с согласия автора.


Сегодня только благодаря копии, сделанной М.М. Шахновичем, есть возможность увидеть, что же именно было написано на камне. В настоящее время оригинальный текст совсем не просматривается. Очень надеемся, что со временем, собрав все свидетельства и фотографии, сможем полностью восстановить надпись.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что текст на камне выбит Мироном Смирновым. В надписи явно читается: Мир. Ник. Трифонов. Согласно ревизским сказкам и другим церковным документам, в середине 19 века в Кяргяле не было ни одного Мирона, кроме Смирнова. Тем более не было другого Мирона Николаевича. И хотя к этому времени крестьяне уже получали фамилии, в быту наверняка было принято называть людей так, как это делалось раньше — имя рядом с именем отца. В дополнение прибавлялось родовое имя или название дома, из которого был человек. Поэтому Мирон Смирнов вполне мог назвать себя так: Мирон Николаев Ермолин (по имени отца и деда).

Поскольку другого Мирона Николаевича в деревне не было, оставалось выяснить, почему он назвал себя Трифоновым. Дело осложнялось тем, что в роду Мирона Смирнова на протяжении четырех предыдущих поколений нет ни одного Трифона ни по какой линии. Да и в целом в Кяргяле имя Трифон употреблялось чрезвычайно редко, последний случай был во второй половине 18 века. То есть, так мог называться только дом.

В ревизских сказках 1811 года есть сведения о том, что некий Ахтамон Трифонович, к тому времени одинокий, проживал вместе с семьей кяргяльского крестьянина Якова Ермолаевича. Кто из них к кому пришел — неизвестно, но скорее всего более молодой Яков был взят в дом Ахтамона Трифоновича. Это было принято в Сямозерье вплоть до 20-го века. Если в доме не было наследников, брали в семью молодых родственников с семьями, близких или дальних. Ахтамон Трифонович мог быть в отдаленном родстве с Яковом Ермолаевичем в прошлом. Эту связь установить не удалось, но факт остается фактом — они жили в одном доме. Дом мог называться Трифоновым, по имени прежнего хозяина — отца Ахтамона. У Якова Ермолаевича в семье была только одна дочь, которая впоследствии вышла замуж и ушла к мужу. В доме детей не осталось. Родных братьев у него не было, сестры были замужем за пределами деревни. Поэтому в его дом, точно так же, как и он когда-то, мог прийти сын двоюродного брата, кем и был Мирон Смирнов. Тогда вполне вероятно, что Мирона в Кяргяле звали именно так — Мирон Николаев Трифонов (то есть из Трифонова дома), и подпись свою на камне он поставил, как это было принято и понятно в деревне, несмотря на то, что к тому времени уже носил фамилию Смирнов.

Других Трифонов в Кяргяле на протяжении столетия не было, поэтому вариантов этому объяснению не имеется.

Пока не удалось полностью расшифровать третью строку текста на камне. Может быть, она приоткроет еще какую-то тайну.


Киимиенкивел. 2013. Киимиенкивел. Грань с высеченным текстом. 2013. Киимиенкивел. 2013. Дата, высеченная на камне. 2013.


Далее