Материал из Сямозеро.ру
 
(не показаны 23 промежуточные версии этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
 
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерская церковь}}
 
{{tracking|[[Сямозерье]]|Сямозерская церковь}}
  
В прежние времена в Сямозере, на полуострове с глубоким берегом и видом на Руочин саари, стояли две церкви, летняя и зимняя с печами. О первоначальном выборе места для строительства церкви именно здесь существует интересное [[Сямозерский погост|предание]].
 
  
Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о [[Руочин саари]] церкви уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.
+
[[Image:107603_19420827_Sjam.jpg|250px|right|Сямозерская церковь. 1942.]]
 +
[[Image:Sjam_1900.jpg‎|x250px|left|Сямозеро, общий вид погоста с озера. 1900. Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов]]
 +
В прежние времена в [[деревня Сямозеро|Сямозере]], на полуострове с глубоким берегом и видом на [[Руочин саари]], стояли две церкви: Успенская летняя и Богоявленская зимняя, с печами. Первой, судя по документам, была построена Успенская церковь. Она же была и последней. Очевидно, что здание церкви, изначально построенное неотапливаемым, позднее перестраивалось и менялось, и в 20 веке Успенская церковь была уже «теплой».
 +
 
 +
О первоначальном выборе места для строительства церкви именно здесь существует интересное [[Сямозерский погост|предание]].
 +
 
 +
Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о [[Руочин саари]] церковь уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.
  
 
Из церковных документов представляет интерес сохранившаяся [[Грамота Сямозерской церкви_1577|«Жалованная грамота Преосвященного Александра, архиепископа Великого Новгорода и Пскова притчу Сямозерской Успенской церкви»]], датированная 1577 годом.
 
Из церковных документов представляет интерес сохранившаяся [[Грамота Сямозерской церкви_1577|«Жалованная грамота Преосвященного Александра, архиепископа Великого Новгорода и Пскова притчу Сямозерской Успенской церкви»]], датированная 1577 годом.
  
Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным [[клировая_1831|клировой ведомости 1831 года]], в конце 18 века в Сямозере были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. [[клировая_1831|Клировая ведомость]] дает довольно подробное представление о церквях, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом.  
+
Сведений об иконах Сямозерской церкви, к сожалению, очень мало.
  
Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. А зимнюю большую церковь закрыли уже в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть [[колокол|легенды]]. Позже зимняя церковь использовалась под клуб, она сгорела в наше время, в начале 1960-х.
+
{{цитата| Основной живописный ансамбль Сямозерья – иконостас церкви Успения – не дошел до нашего времени. ... В писцовых и переписных книгах следующего, XVII, столетия описывается «волостка Сямозеро» с «погостцем» в деревне на Ганнаволоке с храмом Успения. Наиболее детальное убранство церкви содержится в писцовой книге 1628-1629/1631 годов письма Никиты Панина (11, л.117). Из описания Успенской церкви видно, что она в этот период была клетской, теплой, имела трапезную. Иконостас состоял из двух рядов, входя таким образом в обширную группу двухрядных иконостасов, наиболее распространенных в Обонежье первой трети XVII века (7, с. 127, 130). Над царскими вратами располагался Деисус стоящей (т. е. с фигурами в рост). Над ним находился образ Спаса Нерукотворного. Справа от центра в «местном» ряду стояла храмовая икона Успение Богоматери. А слева – Богоматерь Одигитрия.  Большинство икон было написано «на празелени», т. е. на часто встречавшемся в живописи XVI – XVII веков зеленом фоне, и лишь икона Богоматери Одигитрии имела золотой фон (11_ k-117, 118). Обращают на себя внимание скромные масштабы местного ряда иконостаса, который состоял лишь из двух икон. Скорее всего он находился в стадии становления.
 +
|В.Г.Платонов|«Иконописное наследие  Сямозерья» в [[ссылки#8|монографии по Сямозерью]] ([8]).}}
  
Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах.  
+
Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным [[клировая_1831|клировой ведомости 1831 года]], в конце 18 века в [[деревня Сямозеро|Сямозере]] были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. [[клировая_1831|Клировая ведомость]] дает довольно полное представление о церквях в этот период, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом.  
  
В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения [[Освящение Успенской часовни|часовня Успения Богородицы]].  
+
[[Image:IMG_0651.JPG‎|250px|right|Фундамент бывшей сямозерской церкви. 2004.]]
 +
[[Ведомость о церквях Сямозерья 1885|Церковные документы 1885 года]] уже говорят о Богоявленской церкви, как о главной церкви Сямозерского прихода. Успенская церковь к этому времени стала приписной к ней. Второй приписной церковью являлась Петропавловская церковь в [[Лахта|Лахте]].
  
История Сямозерской церкви получает продолжение.
+
В приходе Богоявленской церкви в это время находились также 15 [[Ведомость о церквях Сямозерья 1885|часовен]] Сямозерского уезда.
  
 +
[[Image:DSCN5154_a.jpg‎ |250px|left|Успенская часовня в Сямозере. 2010.]]
 +
Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. Судя по тому, что вплоть до конца 19 века зимней, теплой церковью в [[деревня Сямозеро|Сямозере]] была Богоявленская, а в 20 веке там уже существовала только одна — Успенская церковь, очевидно, что либо Успенскую церковь сделали отапливаемой, либо перенесли ее в здание бывшей Богоявленской церкви , если такое вообще возможно. Но факт остается фактом — именно Успенскую церковь закрыли в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть [[колокол|легенды]]. Позже эта церковь использовалась под клуб, сгорела она в начале 1960-х.
  
 +
Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах.
  
 +
В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения [[Освящение Успенской часовни|часовня Успения Богородицы]].
 +
 +
История Сямозерской церкви получила продолжение.
  
  
 
{{more||[[колокол|Затопленный колокол Сямозерского погоста]]|[[Руочин_саари|Легенда о Руочин-саари]]|[[История Сямозерья]]}}
 
{{more||[[колокол|Затопленный колокол Сямозерского погоста]]|[[Руочин_саари|Легенда о Руочин-саари]]|[[История Сямозерья]]}}
 
 
<comments />{{showComments}}
 

Текущая версия на 13:55, 14 мая 2020

Сямозерская церковь

Сямозеро.ру >>  Сямозерье  \  Сямозерская церковь


Сямозерская церковь. 1942.
Сямозеро, общий вид погоста с озера. 1900. Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов

В прежние времена в Сямозере, на полуострове с глубоким берегом и видом на Руочин саари, стояли две церкви: Успенская летняя и Богоявленская зимняя, с печами. Первой, судя по документам, была построена Успенская церковь. Она же была и последней. Очевидно, что здание церкви, изначально построенное неотапливаемым, позднее перестраивалось и менялось, и в 20 веке Успенская церковь была уже «теплой».

О первоначальном выборе места для строительства церкви именно здесь существует интересное предание.

Точной даты основания церквей нет. Первое упоминание о церкви можно найти в новгородских писцовых книгах от 1563 года. Также в легенде о Руочин саари церковь уже есть. Скорее всего дата постройки примерно начало 16 века.

Из церковных документов представляет интерес сохранившаяся «Жалованная грамота Преосвященного Александра, архиепископа Великого Новгорода и Пскова притчу Сямозерской Успенской церкви», датированная 1577 годом.

Сведений об иконах Сямозерской церкви, к сожалению, очень мало.

Основной живописный ансамбль Сямозерья – иконостас церкви Успения – не дошел до нашего времени. ... В писцовых и переписных книгах следующего, XVII, столетия описывается «волостка Сямозеро» с «погостцем» в деревне на Ганнаволоке с храмом Успения. Наиболее детальное убранство церкви содержится в писцовой книге 1628-1629/1631 годов письма Никиты Панина (11, л.117). Из описания Успенской церкви видно, что она в этот период была клетской, теплой, имела трапезную. Иконостас состоял из двух рядов, входя таким образом в обширную группу двухрядных иконостасов, наиболее распространенных в Обонежье первой трети XVII века (7, с. 127, 130). Над царскими вратами располагался Деисус стоящей (т. е. с фигурами в рост). Над ним находился образ Спаса Нерукотворного. Справа от центра в «местном» ряду стояла храмовая икона Успение Богоматери. А слева – Богоматерь Одигитрия. Большинство икон было написано «на празелени», т. е. на часто встречавшемся в живописи XVI – XVII веков зеленом фоне, и лишь икона Богоматери Одигитрии имела золотой фон (11_ k-117, 118). Обращают на себя внимание скромные масштабы местного ряда иконостаса, который состоял лишь из двух икон. Скорее всего он находился в стадии становления.
 В.Г.Платонов,  «Иконописное наследие Сямозерья» в монографии по Сямозерью ([8]).

Сколько раз, в какие годы и по каким причинам перестраивалась церковь, проследить пока не удалось, но по данным клировой ведомости 1831 года, в конце 18 века в Сямозере были уже две церкви, и построены они были почти одновременно — в 1762 и 1780 годах. Клировая ведомость дает довольно полное представление о церквях в этот период, церковном имуществе и материальном благосостоянии деревни в целом.

Фундамент бывшей сямозерской церкви. 2004.

Церковные документы 1885 года уже говорят о Богоявленской церкви, как о главной церкви Сямозерского прихода. Успенская церковь к этому времени стала приписной к ней. Второй приписной церковью являлась Петропавловская церковь в Лахте.

В приходе Богоявленской церкви в это время находились также 15 часовен Сямозерского уезда.

Успенская часовня в Сямозере. 2010.

Что и когда сталось с летней церковью — не ясно. Судя по тому, что вплоть до конца 19 века зимней, теплой церковью в Сямозере была Богоявленская, а в 20 веке там уже существовала только одна — Успенская церковь, очевидно, что либо Успенскую церковь сделали отапливаемой, либо перенесли ее в здание бывшей Богоявленской церкви , если такое вообще возможно. Но факт остается фактом — именно Успенскую церковь закрыли в 1930-х, при Сталине. Колокол с церкви снимал один из местных сямозеров, но это отдельная история. О колоколах сямозерских церквей тоже есть легенды. Позже эта церковь использовалась под клуб, сгорела она в начале 1960-х.

Вплоть до 2010 года это место пустовало, церковное кладбище вокруг зарастало травой. Лишь фундаменты церкви и колокольни напоминали об их существовании, давали представление о расположении и размерах.

В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения часовня Успения Богородицы.

История Сямозерской церкви получила продолжение.