Материал из Сямозеро.ру

Зоя Савельева: Незабытый храм

Часовня Параскевы Пятницы

Мысли о строительстве часовни жила в душах эссойльчан многие годы, однако построить ее решили только в 90-е. Четырнадцать человек из маленькой Эссойлы были безвинно репрессированы в 1937-1938 гг. Шестеро из них покоятся в Красном бору, брат моего отца и трое Савельевых (в том числе отец моего мужа) — в Сандармохе. Место расстрела остальных ни в одном документе не значится. 29 октября 1991 года Эссойльский Сельский Совет народных депутатов рассмотрел ходатайство общего собрания жителей д. Эссойла о восстановлении бывшего кладбища и установке на нём памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны и жертвам сталинских репрессий 1935 −1938г. Было дано разрешение узаконить территорию бывшего кладбища, чтобы установить на нём мемориальный памятник.

19 февраля 1995 г. Петрозаводское епархиальное управление обратилось к Президенту АО «Петрозаводскмаш» Сомину В. З. с просьбой в порядке благотворительности помочь изготовить Поклонный Крест. Этот памятник посвящён жертвам репрессий и погибшим в годы Великой Отечественной войны жителям поселка Эссойла. Заказ был принят, памятник изготовлен. Автор Поклонного Креста — архитектор С.В. Шевченко.

Освящение Поклонного Креста состоялось 26 августа 1995 г. Тогда же впервые прозучало стихотворение поэта А.Л.Волкова на языке карел — ливвиков «Emmo mуö unohta...» :

Часовня и поклонный крест в Эссойле
«Emmo mуö unohta kuadunuot voiniel
Da tapetut viärättäh.
Ei ole enämbi kalmužim puustannu.
Igäine Musto, Večnajä Pamät´!»

По предложению Владыки Мануила около Поклонного креста решено было построить часовню.

Построили часовню 20.10.1996 г. Это день её рождения. Место рождения — старинный погост. Здесь покоятся прадеды нынешних жителей Эссойлы. Шесть огромных старинных сосен — живые свидетели былого. О названии часовни долго не думали: «Когда- то прежде была часовня Параскевы Пятницы, пусть так и называется созданная вновь». Люди издавна почитали святую Параскеву Пятницу как покровительницу полей и скота, целительницу тяжёлых душевных и телесных недугов. Часовня святой мученицы Параскевы Пятницы в Эссойле освящена 7.9.1997 г.

Такая часовня существовала в Эссойле и раньше, но ещё до Великой Отечественной войны она исчезла. Однако сохранились иконы. Одну из них, икону Христа Спасителя, верующие принесли в новую, только что построенную часовню.

7.11.1998 г. была освящена икона Святой великомученицы Параскевы Пятницы, написанная Сейей Карху (Финляндия) по русскому образцу. Позже петрозаводчане подарили часовне ещё одну икону Параскевы Пятницы. Прихожане пополнили иконостас и другими иконами.

В 1999 году был освящён часовенский колокол. Более 70 лет этот колокол был спрятан под стогом сена на одном из сараев деревни Кукойнвара. Закончила свою историю деревня, разъехались в поисках лучшей жизни люди, а колокол предложили эссойльчанам сберечь, в память о безвинно расстрелянных в годы репрессий.

Pуhä Jumal, pуhä vägevу , pуhä kuolematoi, armasta...
Kačo da vardoiče, piästä da pellasta...
Svätii Božei, Svätii krepkii, svätii bessmertnii....

«Слушайте! ... Слушайте! ... Слушайте! Не все ещё деревни кончились, не все колокола потерялись. Слушайте!... Слушайте! ... Слушайте! ...», — звенит, зовёт вековечный медный колокол часовни Параскевы Пятницы в маленькой Дессойле.

Значимая находка этот старый колокол! Поверхность его чернее чёрного, края со щербинами, язык пришлось менять. Не от хранения от такой. Видно, пришлось ему работать многие сотни лет. «Adamah Aiguine (со времён Адама)», — так говорят о возрасте колокола эссойльчане.

7 ноября 1999 г. Владыка Мануил благословил создание Божьего храма.

Ключи от часовни хранятся у настоятеля храма Святого Николая в селе Эссойла отца Виктора Трукшанина. Часовня передана Эссойльскому приходу.

 З.Савельева, 2013,  

Časounan emändy

Зоина часовенка — нет для нас милей.
Тропка с родной Эссойлы не зарастает к ней.
Зоина часовенка — малая, как горенка.
Родненькая, славная, в ней иконы — главное.
Строилась часовенка — с миру да по нитке.
А вокруг часовенки посадить бы липки!
Маковка увенчана православным символом.
Тебе спасибо, Зоенька, землячка наша милая.
В.Акимова

Mämmijeva Zoja Födorovna enzimäizes casovnan luajindupäivöspäi oli Paraskeva Piätničču časounan emändännу. «Oma mua» lehten sivuloile häi saneli erähiči. Minul vie lapsus vuozis jai mustoh, kui minun buabo, kui minun buabo (häi oli umbikarjalaine) obrazoin ies pani malittuu. Häi seizoi polvilleh, painoi oččua lattieloih da omah luaduh, kui maltoi, kui händу opastettih, pakičči abuu da vardoičendua Jumalal. Vie lapsennu olles opastui häi omasmuamas net malitut lugemah ven’akse. Onnuako, gor’a, puolii sanois ei ni ellendännуh ven’akse putilleh.

Nуgöimustelen sidä da mieleh tulou: Jumal meil kaikil, mual eläjil, on уksi. Vaigu mietin minä muga: KU KARJALAINE PANIS MALITTUU Jumalale karjalakse, kai sluužbat piettas rahvahale tuttaval da omal kielel. Jumalan sana parembi menis ristikanzan sуdämeh da jiäs mustoh.

Kunnivoitetu pуhä hengi miän kуläs on Paraskeva Piätniččу, sidä periä 10 kуlmуkuudu Dessoilas pietähäh kуläpruazniekkua. Täl kerdua uvves časovnas pуhitettih Paraskeva Piätničän obrazu.

Pikoi pieni, уlen čoma da hуvä časounaine seizou ihan kуlän keskel, tiešuaras. Ezmäi oli luajittu Kumardusristu «tielöile tiettömile» repressiivuozinnumennуlöin da voinil tapettuloin mustokse. A kahten vuvven mendуу rinnal pandih časovnu. Suuri ruadovuitti časounan luajindas oli Zoja Saveljeval. Häi gi sen ruavon juohatti da pani alguh. Luadijannu oli Zojan suomelaine kursidovariššu Johannes Karhu da hänen vellekset: Aleksi da Кeino. Keräi abudengua kуlä, avutettih Anatolii Nesterov, Volodä Mihailov, sovhozan direktoru Aleksandr Lekkerev. Enzi riävуs luadijannu oldih Zojjan ukko da kieletöi kуdу.

— Kunnebo šuoriitto? — kysyi Zoja.

— Sammaldu hai pidäу casovnan salvajes, — otettih komšat da mendih suol sammaldu riibimäh.

Siit gi algavui casovnan luajindu.

— Уlen hуva on ku moine Jumalan kohtu rodih meile tänne Dessoilah. Ennevahnas tälkohtal oli kalmužim. Äiju muidu dai minun tädine on tänne muah pandu.

Hуvän dielon hommai Zoja Saveljeva. Kaikkiel häi käveli. Toiši tulou kуzуmуksienkel itkunkel. Herrat sanottih: «Tule huomei. Mene nešellуö, mene tällуö». A, kašö, nуgöi, konzu šasovnaine seizou, pädöу — pädöу tänne tulla. Mi hуvä on mieles ristittуizil. Hos mi tuskii ollou, tulet tänne vaššua hoivendamah. Nenga saneli šasovnan emändу, Zoja Mämmijeva.

 З. Савельева, 2013,